«Индия должна знать, что она заплатит немалую цену, если нападет на Пакистан», – заявила «Аль-Каида». Эта угроза прозвучала в момент, когда Дели продолжает обвинять Пакистан в нежелании привлечь к ответу виновных в террористическом нападении на Мумбаи.
По сообщению Би-би-си, заявление сделал Мустафа Абу аль-Язид, возглавляющий операции «Аль-Каиды» в Афганистане. Он также пригрозил, что моджахеды «втопчут индийскую армию в землю», как они, по его утверждению, «сделали с русскими» в Афганистане. Командир террористов явно рассчитывает на то, что его тирада еще более накалит индо-пакистанские отношения, обострившиеся после атаки на коммерческую столицу Индии в ноябре прошлого года.
Дели утверждает, что бойню, жертвами которой стали около 170 человек, готовили в Пакистане. Индийцы передали Исламабаду досье со сведениями о результатах допроса Амира Касаба, единственного оставшегося в живых террориста, который попал в руки властей в Мумбаи.
Исламабад признал, что Касаб был пакистанским гражданином. Но личности девяти других убийц не установлены, хотя в Дели утверждают, что они тоже были пакистанцами.
На Исламабад оказывают давление Вашингтон и Лондон, которые опасаются, что «Армия чистых» и другие пакистанские нелегальные группировки, возможно, причастные к нападению на Мумбаи, могут готовить теракты в США и Англии. Словом, расследование трагедии в Мумбаи приобрело международный характер. Об этом говорит тот факт, что для изучения ее обстоятельств в Пакистан прибыли сотрудники Федерального бюро расследований США. Они также добиваются получения дополнительной информации от Индии.
Пока единственным практическим результатом расследования пакистанской стороной стало решение зарегистрировать в полиции инцидент в Мумбаи как преступный акт. Исламабад заявляет, что готов начать судебное преследование виновных, но для этого необходимы новые свидетельства. А их-то Индия не предоставила.
Зато, по сведениям газеты Dawn, пакистанские следователи установили, что в нападение была вовлечена террористическая организация, базирующаяся в Республике Бангладеш. Кроме того, подготовка к теракту велась в Дубаи (Объединенные Арабские Эмираты). Боевики также получили поддержку со стороны террористических группировок в самой Индии.
Раскрывая эти сенсационные сведения газете, следователи подчеркивали, что без содействия подпольщиков в самой Индии организовать нападение такого масштаба, как в Мумбаи, немыслимо.
Конкретно, по данным пакистанских следователей, на территории Бангладеш против Индии работает группировка HuJI-B, созданная в 1992 году на средства «Международного исламского фронта» Усамы бен Ладена. Как ни парадоксально, эти данные в целом совпадают с оценкой ситуации, которую автору этой публикации довелось услышать от видного эксперта по терроризму в Дели еще в 2007 году. Он сообщил, что из Бангладеш в Индию проникают исламские экстремисты. Они создают подпольные ячейки и причастны к ряду терактов. Собеседник тогда посетовал на то, что Индия, которая помогла в 1971 году Бангладеш завоевать политическую независимость, не сумела наладить прочные дружественные отношения со своим соседом на Востоке.
Впрочем, сейчас, когда в Бангладеш после выборов пришло к власти правительство во главе с Шейх Хасиной, дочерью основателя республики Муджибура Рахмана, шансы на потепление отношений между соседями улучшились. В Бангладеш побывал министр иностранных дел Индии Пранаб Мукерджи. Он провел с премьер-министром Бангладеш переговоры о возможном создании объединенных антитеррористических сил, которые охватывали бы страны Южной Азии.
Но может ли такая идея воплотиться в реальности? В беседе с «НГ» заведующий сектором Пакистана в Институте Востока РАН Сергей Каменев выразил в этом сомнение. По его словам, отношения между Индией и ее соседями, как Пакистаном, так и Бангладеш, сейчас достаточно напряжены. Между ними существуют противоречия по многим проблемам. Так что говорить о создании антитеррористической структуры можно скорее гипотетически.