Командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов будет нести главную ответственность за сокращения ядерных арсеналов.
Фото ИТАР-ТАСС
Новая администрация США готовится выдвинуть предложение о крупном – на 80% - сокращении ядерных арсеналов США и России. Многие наблюдатели связывают этот шаг с пересмотром курса Джорджа Буша. Новый президент страны Барак Обама надеется, что радикальное сокращение ядерных вооружений двух стран обеспечит условия для более жесткого поддержания режима нераспространения.
Суть предложений
О намерении администрации Обамы предложить Москве новый шаг по сокращению ядерных вооружений сообщают ведущая британская газета Times и агентство Reuters. По утверждению Times, Вашингтон готов выдвинуть предложения на начинающихся в ближайшее время переговорах с Москвой о новом соглашении по контролю над вооружениями взамен Договора СНВ-1. Как известно, срок действия этого договора завершается в декабре 2009 года, и стороны согласились провести переговоры о заключении вместо него нового соглашения.
«Мы собираемся вновь вступить во взаимодействие с Россией в рамках более традиционного, юридически связывающего процесса сокращения вооружений. Не следует удивляться, если целью станет доведение до одной тысячи боеголовок в период после Договора СНВ», – заявил представитель американской администрации, пожелавший остаться неназванным. Как утверждают Times и Reuters, на этот раз Вашингтон намерен предложить провести сокращения не только стратегических вооружений, как делалось по Договору СНВ-1, но и тактического ядерного оружия.
Для того чтобы подкрепить эту инициативу, администрация Обамы якобы намерена вновь изучить существующие планы размещения третьего позиционного района ПРО в странах Восточной Европы. Отсрочка этого плана, реализация которого обходится в 4 млрд. долл. ежегодно, как утверждается, поможет достижению договоренностей в Россией.
Радикальное сокращение ядерных арсеналов США и России, как считают в Белом доме, поможет более решительно добиваться недопущения создания ядерного оружия Ираном и КНДР. Как известно, обе страны неоднократно обвиняли «ядерный клуб» в том, что он не выполняет обещаний вести дело к полной ликвидации этого вида вооружений.
В общем плане идеи, которые вынашивает Белый дом, должен в ближайшее время огласить вице-президент США Джозеф Байден. Он будет представлять Вашингтон на 45-й Международной мюнхенской конференции по политике безопасности, которая откроется в ближайшую пятницу.
Как сообщается, в Белом доме создадут отдел нераспространения, который будет курировать переговоры в этой сфере. Его руководителем станет Гэри Сеймор, занимавшийся переговорами в сфере нераспространения при Билле Клинтоне. Непосредственно переговоры на эту тему будет поручено вести Госдепартаменту.
В комментарии на эту тему агентства Reuters говорится о потенциальной возможности «новой разрядки» в отношениях между Россией и США и «большой сделки, которая охватывала бы сотрудничество по глобальному финансовому кризису, Ирану, Афганистану, ядерному разоружению, противоракетной обороне, обычным вооружениям и расширению НАТО».
Однако там же упоминается наличие «мин» на этом пути, включая разногласия из-за Грузии и Украины. Приводится скептическая оценка бывшего заместителя госсекретаря США в администрации Билла Клинтона Строуба Тэлботта, сказавшего, что широким договоренностям между США и Россией мешает «кислое геополитическое настроение» Москвы. Дипломат отмечает отсутствие консенсуса в политических кругах США в отношении РФ.
На данный момент известна реакция Москвы на позицию США по новому Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Вице-премьер РФ Сергей Иванов в интервью агентству AFP заявил вчера, что Москва довольна заявлениями администрации Обамы о готовности завершить переговоры об СНВ в течение года. По его словам, Россия также готова к этим переговорам. О конкретных параметрах будущих сокращений в интервью не говорится. Как известно, Иванов будет основным представителем РФ на Мюнхенской конференции.
Мнения экспертов
Бывший начальник главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник в отставке Виктор Есин заявил «НГ», что знаком с информацией о возможности взаимных сокращений ядерных арсеналов. «Конечно, если эти намерения реализуются, это будет серьезный шаг, способствующий реализации идеи полного ядерного разоружения, – отметил Есин. – Но план Барака Обамы пока неясен в деталях. А ведь именно в деталях обычно кроются изъяны». Есин уверен, что при заключении договора нельзя выносить за скобки проблему американской ПРО.
«Чрезвычайно важно при таком глубоком сокращении стратегических носителей и зарядов обеспечить одинаковый уровень безопасности как для США, так и для России, – сказал бывший начальник главного штаба РВСН. – У Вашингтона возникнет серьезное стратегическое преимущество, если он не примет на себя юридически закрепленных обязательств отказаться не только от третьего позиционного района ПРО в Европе, но и сократить программы ПРО на территории США». В противном случае неизбежно возникнет серьезный дисбаланс в сфере обеспечения безопасности между Соединенными Штатами и Российской Федерацией.
Директор Института США и Канады член-корреспондент РАН Сергей Рогов, оценивая возможность выдвижения Вашингтоном предложений о радикальных ядерных сокращениях, сообщил «НГ», что в отличие от Буша Обама действительно придает большое значение достижению подобных договоренностей. Его предвыборная программа включала даже идею полной ликвидации ядерного оружия в перспективе. Это, по оценке нашего собеседника, отражает как перемены в отношении к ядерным вооружениям в общественном мнении США, так и особые возможности этой страны – полное превосходство в стратегических неядерных вооружениях.
По мнению Рогова, речь о сокращении ядерных арсеналов до одной тысячи боеголовок у России и США в соглашении, которое заменит СНВ-1, скорее всего идти не будет. Это более далекая перспектива, но достижение ее возможно. Пока же можно ожидать меньших сокращений по новому договору.
Как считает ученый, вполне обоснованны прогнозы в отношении возможности достижения комплексных договоренностей сторон. Для поддержания стратегического баланса необходимо решать многие вопросы в комплексе. Разве можно, например, решать вопросы ограничения ядерных вооружений, не затрагивая вопросов ПРО? Или расширения НАТО? В любом случае необходимость обсуждения этих тем налицо, и на подвижки по этим темам мы должны рассчитывать, резюмировал Рогов.