Европейская и трансатлантическая дипломатии пришли в движение. Состоялся телефонный разговор министра иностранных дел России Сергея Лаврова с госсекретарем США Хиллари Клинтон, в ходе которого стороны условились поддерживать тесные контакты по всем интересующим наши страны международным и двусторонним вопросам. В тот же день в Вашингтоне глава американской дипломатии встретилась со своими британским и германским коллегами Дэвидом Миллибэндом и Франком-Вальтером Штайнмайером.
Выбор первых европейских союзников, приглашенных на обед и переговоры с новым госсекретарем (причем сразу после ее приведения к присяге), не случаен. Для Лондона и Берлина это в некотором роде подтверждение их места в натовской Табели о рангах.
Сначала дверь Госдепа была распахнута перед Дэвидом Миллибэндом. Новая администрация президента Обамы явно придает приоритетность «особым отношениям» с Великобританией, в рамках которых Вашингтону почти всегда была обеспечена британская поддержка.
Германия тоже занимает важнейшее место в системе трансатлантических отношений. Но у США в последние годы возникало немало разночтений с немцами в вопросах политики безопасности, подходов к решению конфликтных ситуаций и т.д. Основные немецкие пожелания к новой американской администрации были известны Хиллари Клинтон еще до встречи с Франком-Вальтером Штайнмайером – они были высказаны им еще в январе в опубликованном в газетах открытом письме президенту Бараку Обаме накануне его инаугурации.
Направляясь в Вашингтон, вице-канцлер и министр иностранных дел Германии вновь отметил основные из них. В статье, опубликованной вчера в мюнхенской газете Suddeutsche Zeitung, он прежде всего выразил надежду на то, что «после многолетней блокады президентом Бушем» новая администрация США будет готова предпринять «скорые действия» по линии разоружения, особенно ядерного.
Речь идет, в частности, о необходимости продлить или заменить новым соглашением Договор СНВ, срок действия которого истекает в конце нынешнего года. В Берлине считают также желательным, чтобы США при новой администрации ратифицировали Договор о прекращении ядерных испытаний, а также приняли другие меры в сфере глобальной безопасности.
Что касается Европы, то Штайнмайер заявляет: «Сейчас я ожидаю, что все стороны вновь взаимно подойдут к спорному вопросу размещения противоракетного зонта США в Восточной Европе. Я по-прежнему считаю: там, где речь идет об общих угрозах, возможны и совместные ответы».
Агентство AP комментирует это так: Штайнмайер «призывает новое правительство США отойти от размещения ПРО, которое форсировалось при прежнем президенте Буше, но отклонялось Россией». Глава германской дипломатии напоминает о российской готовности не размещать в этом случае комплексы «Искандер» в Калининградской области, называя это «позитивным знаком». Он также высказывается за активизацию работы Совета Россия–НАТО.
Другими темами встречи Штайнмайера с Клинтон в Вашингтоне, на которую было отведено два с половиной часа, были, по данным представителя немецкого МИДа Йенса Плотнера, ситуация на Ближнем Востоке, Иран, мировой финансовый и экономический кризис, предстоящий юбилейный саммит НАТО. В свою очередь, представитель Госдепартамента акцентировал среди тем положение в Афганистане: «Мы очень подробно прозондируем с нашими союзниками, какой дополнительный вклад они могут внести и чем посодействовать улучшению ситуации на месте».
Это как раз очень трудный вопрос для Берлина. В декабре Бундестаг определил максимальную численность контингента бундесвера в Афганистане в 4500 человек. Немецкой стороне остается надеяться, что, учитывая крайнюю непопулярность у общественности ФРГ Миссии в Афганистане, новая администрация в Вашингтоне не будет предъявлять ей особые требования, да еще в год выборов в Бундестаг.