Как и в другие страны, Россия с большим интересом наблюдала за первыми днями президентства Барака Обамы. Это конечно слишком малый срок, чтобы получить точное представление о том, что изменение в Белом доме могли бы значить для мира.
Без сомнения есть намного больше возможностей для многостороннего подхода, чтобы помочь ослабить напряженные отношения и преодолеть проблемы. В основе любого такого подхода должно быть соглашение, которое могло бы задействовать эффективные процессы, направленные на безопасность и политические проблемы всех стран. Это потребует от них взгляда вне их истории и узких национальных интересов.
Если мы на самом серьезно думаем о большом сотрудничестве, нам необходимо начать с того, чтобы стряхнуть с себя до полного освобождения путы холодной войны. Европа и Северная Америка давно прошли через такое же напряжение, однако кажется, что общественные институты все еще кажутся замороженными, как и некоторые из наших ответных реакций.
Планы расширения НАТО кажутся нацеленными на привязку к проблемами прошлого, вместо того, чтобы сегодня создать атмосферу доверия. Тоже самое касается одностороннего решения по размещению систем противоракетной обороны. Мы должны признать, что невозможно увеличить безопасность отдельных стран, игнорируя значение безопасности для их соседей.
Многие организации прежде всего обеспокоены безопасностью их собственных участников. Организация Безопасности и Сотрудничества в Европе во время летнего кризиса на Кавказе продемонстрировала недостаток в правилах и ответственности, чтобы быть эффективной. ОБСЕ искало способ использовать этот разрушительный промежуток времени, который побудил президента Медведева предложить новое соглашение по европейской безопасности. Мы полагаем, что это действительно создало бы объединенную область коллективной безопасности в североатлантическом регионе.
Новая система должна быть основана на превосходстве международного права и приверженности хартии ООН. Это нужно, чтобы создать форум, посредством которого мы могли бы решать проблемы безопасности на много лет вперед. Соглашение может явиться результатом только демократического процесса ведения переговоров, вовлекающего все государства региона, так же как многосторонние основы безопасности, уже работающие в этой области.
Такая инициатива открыла бы путь для более эффективного диалога, чем тот, который обеспечен форматом ОБСЕ. Это также позволило бы нам использовать идеи ученых и экспертов со всех концов Европы, России и Северной Америки.
За этой инициативой нет никакой скрытой подоплеки. Она исходит из подлинного желания восстановить атмосферу доверия и безопасности. Также это даст возможность, как сказал бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер, наконец, дать возможность вместе ответить на критический стратегический вопрос о глобальной роли России и ее места в Европе.
Если мы понимаем правильно, это могло бы привести к новой эре сотрудничества. Дополнительные гарантии вселили бы странам уверенность, что их безопасность будет обеспечена совместно, а не выступлением в масштабах отдельной страны. Это вдохнуло бы жизнь в обязательство ОБСЕ и совета Россия-НАТО, что никакая страна не должна гарантировать свою собственную безопасность за счет безопасности других. При этом, был бы найден выход из тупика в контроле над вооружениями в Европе и предотвращен риск новой гонки вооружений.
Когда министры иностранных дел обсуждали идею такого соглашения во время совета министров ОБСЕ в декабре, было много представлений относительно содержания. Но никто не бросил вызов полноценности такого обсуждения. Если мы можем перейти к тяжелой работе по нахождению пути вперед, то мы гарантируем, что потратим впустую возможность расширенного международного сотрудничества, и заслужим благодарность будущих поколений.