Войска на улицах Килиноччи – столицы сепаратистов.
Фото Минобороны Шри-Ланки
Правительственные войска Шри-Ланки захватили город Муллайттиву – последний крупный населенный пункт, контролировавшийся сепаратистской группировкой «Тигры освобождения Тамил Илама» (ТОТИ). Повстанцы потеряли почти 90% занимаемой ими ранее территории, включая свои основные административные центры и военные базы. Многие наблюдатели говорят о скором окончании многолетней гражданской войны.
Вчера Министерство обороны Шри-Ланки официально объявило, что правительственные войска полностью освободили город Муллайттиву, где располагалась основная морская база тамильских сепаратистов. Минувшим днем армейские подразделения завершили зачистку города и вели бои с отрядами повстанцев, рассеянными в окрестностях. Теперь основной целью военных являются лагеря ТОТИ, расположенные в джунглях на северо-востоке страны.
По сообщениям РИА Новости, Муллайттиву оказался практически безлюдным, как и занятая войсками в начале года столица сепаратистов Килиноччи. Предполагается, что боевики накануне вынудили большинство жителей покинуть город, чтобы использовать их в качестве живого щита. Освобожденные районы сейчас превращены в запретную зону, куда закрыт проход и где не осталось людей. Перед отходом сепаратисты установили там тысячи мин, поиск и уничтожение которых могут занять несколько десятков лет.
Наблюдатели полагают, что освобождение Муллайттиву, который «тамильские тигры» захватили в 1996 году, приближает конец вооруженного противостояния сингальцев и тамильского меньшинства (около 12% населения), которое ведет борьбу за создание собственного государства – Тамил Илам (Страна тамилов). Конфликт продолжается уже 26 лет и унес жизни 70 тыс. человек.
В воскресенье командующий ланкийской армией генерал-лейтенант Саратх Фонсека заявил по национальному телевидению, что «война завершена на 95%». За последний год правительственная армия освободила от «тигров» почти всю территорию Ванни – обширного региона на северо-востоке Шри-Ланки, в который входят три провинции: Маннар, Килиноччи и Муллайттиву. По оценкам военных, у ТОТИ сейчас остается не более 1500 боевиков. В последние недели отряды «тигров» оказывали отчаянное сопротивление наступающим войскам, однако под их контролем осталось не более 400 квадратных километров.
По сведениям Bloomberg, в районах, занятых ТОТИ, остаются около 200 тыс. мирных жителей, которые не могут уйти оттуда из-за интенсивных боевых действий. На днях в ходе обстрела ланкийской артиллерией густонаселенного района снаряды попали в центр распределения гуманитарной помощи, погибли 22 человека и примерно 60 были ранены. ООН призвала правительство Шри-Ланки обеспечить безопасность гражданских лиц, а также обратилась к «тиграм» с просьбой дать мирным жителям возможность покинуть зону боев.
Под вопросом остается судьба лидера сепаратистов Велупиллаи Прабхакарана. По одним данным, он мог бежать в Малайзию, по другим – Прабхакарана укрывается в джунглях.
Эксперт лондонского аналитического центра Chatham House Чару Лата Хогг рассказала «НГ» о причинах успехов правительственных войск Шри-Ланки. По ее словам, в последние годы, благодаря огромному оборонному бюджету и интенсивным закупкам вооружения, властям страны удалось заметно повысить боеспособность армии. «Важно и то, что у нынешнего ланкийского руководства есть политическая воля покончить с проблемой тамильского сепаратизма», – подчеркнула Хогг. Она добавила, что в то же время «тигры», наоборот, оказались серьезно ослаблены из-за потери источников финансирования, уменьшения поддержки из-за рубежа, а также санкций, введенных против них Европейским союзом, Канадой и рядом других государств.
Вместе с тем Хогг отметила, что этнический конфликт в Шри-Ланке не может быть окончательно решен только военными средствами. С одной стороны, ТОТИ представляет собой партизанское движение, которое полностью уничтожить невозможно. «Даже в случае военного поражения «тигры» все равно способны продолжать борьбу, используя террористов-смертников», – отметила эксперт. С другой стороны, у тамильского меньшинства есть объективные политические устремления, от которых оно никогда не откажется. «Это означает, что без политического диалога устранить истоки конфликта не удастся», – констатировала собеседница «НГ».