В субботу в 14 из 18 провинций Ирака пройдут выборы в местные советы. Впервые в истории в них примут участие чернокожие кандидаты. Об этом пишет сегодня британская газета The Times. Восемь кандидатов, представителей Свободного движения иракцев, среди которых три женщины, вдохновлены примером нового американского президента Барака Обамы и считают, что в их стране тоже настало «время перемен». В то же время, как отмечает британская газета, Свободное движение иракцев из-за нехватки финансовых средств не может участвовать в выборах самостоятельно. Чернокожие кандидаты были вынуждены вступить в коалицию, поддерживающую суннитов.
Главная цель «иракских Обам» - защита и расширение прав афроиракцев, большинство из которых не умеют читать и писать и живут за чертой бедности. Корреспондент The Times Дебора Хейнс побывала в иракском городке Зубайр к северу от Басры. Она рассказывает о полуголых детях на пыльных улицах, о том, что чернокожие иракцы вынуждены жить в одно- или двухкомнатных хижинах из глины и камня. Электричество в дома подается непостоянно и во многом благодаря проводам, которые жители собственноручно присоединяют к линиям электропередач. Среди чернокожих немного тех, кто смог найти работу – в основном, это низкооплачиваемый ручной труд.
Официальной статистики о численности чернокожих в Ираке нет. Секретарь Свободного движения Джалал Чиджил утверждает, что их в стране от полутора до двух миллионов. В основном это потомки рабов, завезенных на Ближний Восток полторы тысячи лет назад из Восточной Африки. По словам Чиджила, вплоть до 50-х годов═афроиракцы не обладали в Ираке какими-либо правами, а одно арабское племя могло просто дарить их другому. Секретарь Свободного движения также сообщил журналистке The Times, что часть чернокожих рабов кастрировали с тем, чтобы они не могли дать потомства.
Представители Свободного движения утверждают, что дискриминация, граничащая с расизмом, продолжается в Ираке по сей день. 33-летняя Нина Абдул Хади, одна из трех женщин-кандидаток, рассказывает, что она не смогла выйти замуж за возлюбленного-араба, так как межрасовому браку противилась семья несостоявшегося жениха. Хади работает в отделении Олимпийского комитета в Басре, причем ее не берут в штат – в отличие от арабок, не обладающих достаточной квалификацией и образованием. 37-летний Али Саид Абуд, которого называют «Обамой из Басры», работает сварщиком – притом, что у него высшее техническое образование.
«Я хочу добиться перемен. Президент Обама сподвиг нас на этот шаг», - говорит Саид Абуд. Ему вторит его коллега, 42-летний Салах Эркхайис, вынужденный собственноручно развешивать свои предвыборные плакаты в Басре и Зубайре: «Мы следили за кампанией Обамы и слушали его речи. Его лозунг, касающийся перемен, нам понравился. Обама вдохновил нас».
Иракские чиновники опровергают существование в стране расовой дискриминации.