Ливийский лидер хочет навязать нефтяному рынку свою цену.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Лидер ливийской революции Муамар Каддафи не исключает, что Триполи может резко сократить или даже вовсе отказаться от экспорта нефти по тем «невыносимо низким ценам», которые установились на мировом рынке. Кроме того, он дал понять, что в сложившейся ситуации в Ливии рассматривается возможность национализации активов иностранных нефтяных компаний. Среди последних, как известно, числятся российские «Татнефть» и «Газпром».
В ходе видеоконференции, транслировавшейся в Джорджтаунском университете в Вашингтоне, Каддафи заявил, что Триполи может вообще отказаться продавать нефть по таким низким ценам, которые установились в последнее время, и приостановить ее экспорт. «Мы не будем придерживаться правил ОПЕК, потому что от нефти зависит наше благополучие», – подчеркнул Каддафи. По его мнению, нынешние цены на нефть, которые упали более чем втрое по сравнению с июлем 2008 года, являются просто невыносимыми. Начиная с 1 января 2009 года Ливия сократила добычу на 270 тыс. баррелей в день, то есть даже сильнее, чем предписывают ей квоты, установленные ОПЕК.
Однако, чтобы государство могло предпринимать такие радикальные шаги, как прекращение экспорта нефти, ему нужно полностью контролировать эту отрасль. «Возможно, нефть должна принадлежать национальным компаниям или государству, чтобы контролировать цены, объем добычи или, может, даже прекратить ее. Страны, экспортирующие нефть, могут взять курс на национализацию из-за быстро снижающихся цен. Такая возможность стоит в повестке дня, и она серьезно обсуждается», – сказал Каддафи. Между тем в последние годы власти Ливии активно привлекали к развитию национального нефтегазового сектора многочисленные иностранные компании, в том числе из России. Сейчас там, в частности, работают компании «Татнефть» и «Газпром», которые ведут разработку месторождений нефти в регионах Гадамес и Сирт.
В начале текущей недели ведущие издания Ливии опубликовали статьи с призывом к национализации иностранных нефтяных компаний. «Наши национальные компании смогут контролировать количество добываемой нефти. Нефтяной вентиль будет полностью под наши контролем», – написала газета «Аш-Шамс», считающаяся рупором самого Каддафи.
Вместе с тем, как передает Reuters, в своем выступлении лидер ливийской революции выразил надежду, что национализации активов иностранных компаний удастся избежать, но это возможно только в случае повышения цен на нефть примерно до 100 долл. за баррель. «Однако если падение цен продолжится, этот шаг останется в повестке дня», – добавил ливийский лидер.
Свою позицию Каддафи объяснил тем, что, когда цена на нефть приближалась к пику, Ливия приступила к реализации ряда крупных экономических проектов, в том числе по дорогостоящей модернизации инфраструктуры. Он сообщил, что были заключены с иностранными фирмами контракты на многие миллиарды долларов, их финансирование теперь превратилось в проблему.
Впрочем, наблюдатели склоняются к тому, что громкие заявления ливийского лидера – это прежде всего попытка оказать давление на западные нефтяные фирмы в свете возможных переговоров о пересмотре контрактов. В 2008 году подобные меры уже принесли Триполи 5,4 млрд. долл. дополнительных доходов, а недавно Национальная нефтяная корпорация Ливии выступила с предложением исправить политику в нефтегазовой сфере, основанную преимущественно на соглашениях о разделе продукции.
Эксперт лондонского аналитического центра Chatham House Джон Митчелл заявил в интервью «НГ», что масштабная национализация Ливией активов иностранных нефтяных компаний маловероятна. Он пояснил, что, хотя власти Ливии ранее прибегали к национализации отдельных фирм, они все же никогда не пытались перевести весь сектор под государственный контроль и иностранные компании всегда присутствовали в этой стране. «Нынешние заявления – это попытка обеспечить себе более выгодные условия при заключении каких-то контрактов», – сказал Митчелл.
Относительно возможного прекращения Триполи экспорта нефти аналитик предположил, что скорее всего это не более чем часть политической риторики ливийского лидера. «Каддафи известен тем, что он часто выдвигал какие-то экстремальные идеи, но далеко не всегда претворял их в жизнь. Возможно, он таким образом просто хочет повлиять на нефтяной рынок и повысить текущую прибыль», – констатировал Митчелл. Однако, по его словам, разговоры Каддафи о повышении цены на нефть до 100 долл. за баррель не имеют под собой оснований, поскольку в среднесрочной перспективе спрос на энергоносители будет снижаться как из-за мирового кризиса, так и в связи с внедрением новых энергосберегающих технологий.