В понедельник в Брюсселе пройдет неформальное заседание Совета Россия–НАТО на уровне послов. Напомним, что с августа, когда началась война в Южной Осетии, работа в рамках СРН не велась в обычном режиме, что привело к значительному ограничению масштабов сотрудничества. Теперь взаимодействие между Москвой и альянсом будет во многом зависеть от новой американской администрации. А она еще не обозначила свою линию в данном вопросе.
По итогам встречи постпреда РФ при НАТО Дмитрия Рогозина с послами 26 стран альянса не будет приниматься решений. Как выразился один из дипломатов, «мы будем просто говорить и пить чай-кофе». Это мероприятие призвано подготовить почву для возобновления официальных контактов, в том числе и на более высоком уровне.
Стороны активно готовятся к нынешнему заседанию СРН. Накануне Дмитрий Рогозин побывал в Москве для получения соответствующих инструкций.
Как заявил «НГ» дипломатический источник в штаб-квартире НАТО, «альтернативы сотрудничеству с Россией не существует». «Но мы не забыли то, что произошло в Грузии», – добавил наш собеседник, напомнив тем самым, что в Брюсселе по-прежнему придерживаются формулы «Business as usual невозможен». «Конечно, сейчас не самый лучший момент. И последние события не сделали Россию более популярной в таких странах НАТО, как Болгария и Словакия, – отметил дипломат, намекая на недавний газовый конфликт Москвы с Киевом. – Но мы смотрим в будущее с оптимизмом».
По оценке источника, в отношениях альянса с Россией многое будет зависеть от позиции новой администрации США, ведь американская линия зачастую превалирует в НАТО. В любом случае наиболее перспективными направлениями сотрудничества в штаб-квартире НАТО считают Афганистан и борьбу с терроризмом. Схожие оценки дают и российские дипломаты.
Что касается Афганистана, то в недавнем прошлом Россия и НАТО подписали соглашение о невоенном транзите. Однако для того, чтобы оно заработало, альянсу необходимо оформить договоренности с другими странами «северного маршрута» – прежде всего Казахстаном и Узбекистаном. Наблюдатели отмечают, что эти переговоры неожиданно затянулись, поскольку центральноазиатские страны стали выторговывать для себя дополнительные преимущества. Между тем США, по оценкам специалистов, очень заинтересованы в «северном маршруте», поскольку «южный маршрут» (через Пакистан) оказался под угрозой из-за нестабильности в районах, примыкающих к Афганистану. В то же время Россия имеет отдельные соглашения о транзите невоенных грузов в Афганистан с двумя странами НАТО – Германией и Францией. Этот транзит осуществляется бесперебойно.
«У нас нет никаких политических проблем с НАТО по Афганистану, – заявил «НГ» российский дипломатический источник. – Наши цели и цели НАТО на этом направлении совпадают. Это стабилизация обстановки в стране и недопущение расползания конфликта и потока наркотиков».
По оценке одного из экспертов, специализирующегося на вопросах взаимодействия России и НАТО, сейчас «альянс должен представить России новую формулу сотрудничества, которая позволит ему без потери лица (с точки зрения грузинских событий) возобновить контакты». Собеседник «НГ» отметил, что особое значение имеет позиция администрации США: «Однако пока американцы не имеют четкой стратегии в вопросе о том, что делать с Россией в НАТО. И самое раннее, когда США смогут сформулировать свою позицию, – июнь».
В связи с этим будет интересно узнать, воспользуется ли президент Барак Обама советом, содержащимся в открытом письме министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера. А именно – присмотреться к инициативе президента РФ Дмитрия Медведева о заключении нового договора о европейской безопасности.
Напомним, что инициатива Медведева стояла в повестке дня заседания Совета Россия–НАТО, намечавшегося на сентябрь, но отмененного из-за грузинских событий. Москва, готовая обсуждать идею нового договора в любых форматах и на любых площадках, явно расстроена тем фактом, что соответствующий диалог в Брюсселе сорвался. А дискуссии, развернувшиеся в рамках ОБСЕ в Вене, слабо увязываются с российской концепцией договора.
В Москве считают ОБСЕ лишь одной из возможных участниц обсуждения инициативы Медведева. «Мы не хотим, чтобы это было под шапкой ОБСЕ, ведь договор касается прежде всего военно-политических аспектов безопасности. ОБСЕ, в свою очередь, постарается расширить дискуссию за счет прав человека, энергобезопасности и т.п. Все эти вопросы, безусловно, важны и их можно обсуждать, но не в рамках предлагаемого договора», – заявил «НГ» российский дипломатический источник.
В феврале в Кракове пройдет неформальная встреча министров обороны НАТО. Пока глава российского оборонного ведомства в списке приглашенных не значится, хотя до замораживания отношений это было нормальной практикой. Ничего не сообщается и о возможности прибытия главы МИД РФ в Брюссель в марте, где пройдет традиционное заседание министров иностранных дел альянса. Далее, в апреле, состоится юбилейный саммит НАТО. Возможно, что к этому моменту отношения Москвы с альянсом будут восстановлены уже в полном объеме.