Барак Обама – кумир для многих избирателей.
Фото Reuters
У Капитолия и Белого дома стучат молотки. Рабочие разбирают трибуны, построенные для инаугурации Барака Обамы. Новая администрация начала обживать новые кабинеты. Но в Вашингтоне, похоже, нет таких, кто бы не вспоминал день, когда президентом США впервые в истории страны стал афроамериканец.
...Киноактер Сэмюэл Л.Джексон опаздывал и ругался с агентом секретной службы. От досады Джексон даже обронил пару крепких слов – уже 7.30 утра, вот-вот откроют посты для прохода на гостевые места для инаугурации, а его машина стоит как вкопанная на 17-й улице. «Мы здесь ко всем относимся одинаково», – пожав плечами, отреагировал на возмущение голливудской звезды постовой с эмблемой вашингтонской полиции.
Те, у кого билетов не было, еще затемно – в четыре утра начали занимать места у столбов, дорожек и громадных экранов в десятках метров от VIP-трибун, чтобы хоть издалека, пусть и на экранах, но увидеть историческую церемонию. Люди шли семьями, приезжали целыми школьными классами, выстаивали часовые очереди просто для того, чтобы попасть в метро. Все дороги и мосты через реку Потомак были еще накануне полностью перекрыты, и в город на автомашинах можно было проехать только по спецпропускам. Из-за неразберихи, возникшей в нескольких точках для прохода, скопилось столько людей, что пройти на стоячие места не смогли сотни, если не тысячи счастливых обладателей инаугурационных билетов. А цена на них в понедельник на интернет-аукционах доходила до 3 тыс. долл. за место.
«Похоже, билетов в фиолетовые и голубые секторы было выдано больше, чем там можно было вместить людей», – признался потом журналистам глава протокола Сената США Терранс Гайнер.
Минус шесть по Цельсию с небольшим ветром в Вашингтоне считается серьезным морозом. Гости инаугурации представляли собой живописную картину – в центре Вашингтона плескалось море разнокалиберных шапок, капюшонов, пуховиков, пальто и шерстяных одеял, в которые завернулись самые сообразительные. Нарасхват шли согревающие пакеты для рук, которые продавались в толпе по 5 долларов за пару. В конце дня за медицинской помощью обратились 750 гостей инаугурации, из которых почти 70 были отправлены в госпиталь, в основном с переохлаждением. Других инцидентов не было – за целый день никто не был арестован.
Люди терпеливо ждали в очередях. Актрису Холли Берри видели в общей очереди у передвижного туалета, а певица Мэрайя Кэри, которая оказалась зажатой в толпе у одной из точек для прохода, понимающе улыбалась в направленные на нее со всех сторон мобильные телефоны с фотокамерами.
Большинство из тех, кто пришел на инаугурацию (а это от одного до двух миллионов человек), на выборах голосовали за Обаму. Многие признавались, что до того момента, пока он не произнес слова присяги, они до конца не могли поверить, что Обама действительно стал президентом. Чаще других об этом говорили афроамериканцы.
Полетта Вашингтон, супруга актера Дензела Вашингтона, сообщила журналистам, что ее дед работал на кухне Белого дома. «А вот теперь я нахожусь здесь в первом ряду, чтобы увидеть, как президент, который похож на меня, принимает присягу», – сказала она. «Это очень эмоциональный момент. Я тоже не думал, что это когда-нибудь случится. Это показывает, что Америка по-настоящему повзрослела и продвинулась вперед», – сказал баскетболист Мэджик Джонсон.
Когда Обама закончил присягу словами «Да поможет мне Бог!», человеческое море на пространстве от Капитолия до самых дальних экранов взорвалось эмоциями. Люди аплодировали, смеялись и плакали от восторга, кто-то прыгал и визжал. Все, кто мог, размахивали американскими флажками и флагами. Но еще более удивительной была реакция на инаугурационную речь Обамы. До нее город был заполнен шумом – говорили и кричали люди, были слышны сирены полицейских машин, но как только Обама начал говорить, этот шум как будто исчез. В центре Вашингтона был слышен только голос президента, звучавший из десятков колонок и громкоговорителей. Его действительно слушали.
Президентская инаугурация – самое зрелищное событие в Вашингтоне. Фото Reuters |
Многие потом, уже расходясь и разъезжаясь, в разговорах между собой и в репликах с незнакомцами, признавались, что получили ощущение праздника, предчувствие каких-то перемен и причастности к чему-то такому, о чем они будут потом долго рассказывать своим знакомым и родственникам, а потом детям и внукам. Сторонники Обамы, голосовавшие за него на выборах, говорили, что теперь уже окончательно они праздновали свою победу. Президентская присяга и инаугурационная речь стали финальным аккордом в долгой и трудной борьбе, кульминацией усилий и надежд огромного числа людей. «Их» кандидат действительно стал президентом США. Теперь все будет иначе...
И не важно, что Обама в инаугурационной речи говорил скорее о своих общих идеях, а не о конкретных программах и планах и что уже скоро в Вашингтон может вернуться привычная атмосфера политической грызни. В этот исторический день Америка устроила для себя праздник и отметила его как следует.
Потом был инаугурационный парад и триумфальное шествие кортежа бронированных лимузинов к Белому дому. Потом были традиционные инаугурационные балы, на которых должна была обязательно побывать первая пара страны. И было шумное и веселое празднование в барах города, которые мэрия разрешила держать открытыми всю ночь. Последние бары закрылись в среду в четыре утра – ровно через сутки после того, как стали пускать первых зрителей на стоячие места у Капитолия.
Утром в среду на значках, спортивных майках и бейсбольных кепках с надписью «Обама-2009», которые продают бойкие афроамериканские уличные предприниматели, появились первые наклейки со словом «скидка». Праздник закончился. Для нового главы Белого дома начались политические будни.
Вашингтон