В ожидании стабилизации тысячи тиморцев ютятся в палаточных лагерях для беженцев.
Фото UNMIT
Эксперты ООН предупреждают, что Восточному Тимору, получившему независимость в 2002 году, угрожает опасность стремительного политического коллапса. Самое молодое государство Азии страдает от экономических и социальных проблем, конфликтов между политическими и этническими группировками и не имеет эффективных правоохранительной и судебной систем.
Такой вывод содержится в попавшей в распоряжение австралийской газеты Australian копии секретного доклада ООН, подготовленного в начале декабря для Департамента миротворческих операций.
Сейчас в Восточном Тиморе находятся более 2 тыс. иностранных военных, главным образом из Австралии, Новой Зеландии и Португалии. В 2006 году Австралии пришлось значительно усилить свой контингент в этой стране, чтобы пресечь кровавые межэтнические столкновения, в ходе которых погибли 37 человек и 150 тыс. стали беженцами. По мнению экспертов ООН, в Восточном Тиморе складывается очень сложная обстановка и международные миротворческие силы не должны покидать его, несмотря на давление на них со стороны местных властей.
Доходы правительства и благополучие Восточного Тимора в целом в значительной степени зависят от экспорта нефти, добываемой на шельфе. Однако на фоне снижения цен на энергоносители эти доходы резко упали, лишив власти средств для поддержки крайне бедного населения. Как передает Reuters, в Восточном Тиморе сейчас три четверти населения страдают от нехватки продуктов питания. Половина детей в возрасте до пяти лет страдают от хронического недоедания. На этом фоне растет недовольство кабинетом премьера Шананы Гужмау, который обещал повысить уровень жизни населения.
По оценкам специалистов, политическое руководство страны расколото и погрязло в междоусобных конфликтах. Стабильность в Тиморе полностью зависит от действий четырех фигур: премьера Гужмау, президента Жозе Рамуш-Орта, лидера оппозиции Мари Алькатири и командующего вооруженными силами Матана Руака.
В докладе ООН также отмечается, что международным организациям и странам-донорам не удалось создать в Восточном Тиморе эффективные полицейские силы и судебную систему. Согласно документу, для местной полиции характерны слабая система управления, отсутствие важных элементов (например, следственных органов), техническая отсталость. При этом полиция не имеет даже своего бюджета. Вместе с тем местные правоохранители все чаще конфликтуют с полицейскими ООН, требуя расширения своих полномочий.
Серьезные проблемы и у судебной системы. В местных судах сейчас дожидаются рассмотрения свыше 5 тыс. дел, однако из-за острой нехватки квалифицированных судей, адвокатов и помещений система не может нормально функционировать. Ситуацию осложняет требование вести судебное разбирательство на государственном языке – португальском, которым большинство населения не владеет.
Эксперт Академии австралийских вооруженных сил Клинтон Фернандес выразил опасение, что правительство Восточного Тимора может потерять контроль за ситуацией. «В сельских районах люди только и ждут следующего кризиса, чтобы взять ситуацию в свои руки», – пояснил Фернандес.
Руководитель сектора истории и политических проблем Отдела стран Юго-Восточной Азии Института востоковедения РАН Алексей Другов отметил в беседе с корреспондентом «НГ», что многолетнее португальское владычество и индонезийская оккупация совершенно не подготовили тиморцев к независимости.
«Португальцы фактически бросили их на произвол судьбы в 1975 году. Затем Индонезия вела себя очень двойственно, – отметил Другов. – С одной стороны, там реализовывались какие-то экономические проекты, был прогресс в сфере образования, но, с другой стороны, это не сопровождалось повышением политического участия местного населения. Тиморцы оканчивали индонезийские университеты, а потом выясняли, что все мало-мальски серьезные места в администрации и в бизнесе заняты индонезийцами», – пояснил эксперт. При этом он указал, что Восточный Тимор получил независимость всего шесть лет назад и еще рано подводить итоги, поскольку за это время трудно построить полноценное государство.