Зимний саммит Евросоюза открылся вчера в Брюсселе. Он посвящен двум основным темам: антикризисным мерам и реализации экологической программы сообщества. В условиях кризиса одно трудно сочетается с другим. Поэтому глава Комиссии ЕС Жозе Мануэл Баррозу назвал его важнейшим саммитом за весь период его пребывания на этой должности.
Представленный Еврокомиссией антикризисный пакет мероприятий, оцениваемых в 200 млрд. евро, призван стать политической визитной карточкой ЕС в борьбе с кризисной ситуацией. Сам Брюссель выделяет на эти цели лишь 30 млрд. евро, а остальная сумма пакета складывается из стоимости национальных программ членов ЕС.
Ведущие страны ЕС – Франция, Великобритания, Германия, Италия – стремятся не афишировать разногласия и еще больше избегают признавать факты эгоистического поведения в условиях кризиса. Едва ли не каждая из них выделяет собственную программу как панацею от финансовых и экономических бед. Британский премьер Гордон Браун назвал накануне саммита меры своего правительства спасением для мира, вызвав смех в парламенте.
Но западные экономисты сомневаются в достаточности национальных мер, а тем более по линии Евросоюза. Уговорить же Германию еще больше раскошелиться, увеличив свою долю в европакете, лидерам ЕС так и не удалось. Федеральный канцлер Ангела Меркель проявила характер, за что ее оппоненты в ЕС прозывают ее теперь Madame No. Но саммит не избавит Берлин от дальнейшего давления партнеров с целью подтолкнуть его к более масштабным мерам по разгону немецкого локомотива экономики ЕС.
Сложнее всего сейчас в Брюсселе вопрос о том, как быть с принятой в прошлом году развернутой программой ЕС в области защиты климата. Напомним, что «План 20–20–20» предусматривает сокращение до 2020 года выброса парниковых газов (ПГ) на 20% от уровня 1999 года. На столько же процентов должна вырасти в энергобалансе доля биотоплива и возобновляемых источников энергии, а энергопотребление, наоборот, на 20% сократится. Это рассматривалось и превозносилось как своего рода пилотный проект ЕС для всего мира. Его главным инициатором была Ангела Меркель, но теперь и она, отправляясь на саммит в Брюссель, заявила, что не согласится ни с какими мерами защиты климата, если они ведут к потере рабочих мест.
Как известно, финансовый кризис перерос в экономический. В этих условиях требования экологического плана ЕС стали вопросом жизни и смерти для целых отраслей производства. Причем не только для автомобилестроения, но и металлургии, химического и цементного производств, а в Польше – особенно для электростанций, работающих на каменном угле. Не считая ежегодной стоимости программы ЕС примерно в 60 млрд. евро, многие ее амбициозные требования, в том числе по срокам исполнения, вступают в неразрешимое противоречие с актуальной задачей спасения реальной экономики.
Спор в Брюсселе идет о послаблениях при выполнении «Плана 20–20–20». Еще до саммита был достигнут компромисс о продлении на три года срока перехода автозаводов к выпуску только экологически чистых автомобилей. Теперь этот рубеж обозначен 2015 годом. Острым столкновением интересов сопровождается вопрос о распределении бесплатных квот на эмиссию углекислого газа, а также о продаже квот на выброс углекислого газа предприятиям-нарушителям. Чтобы не потерять в конкурентоспособности наиболее энергоемких отраслей своей экономики, Меркель даже объединилась с итальянским премьером Сильвио Берлускони в требовании освободить эти отрасли от многомиллиардных затрат на экологические сертификаты. Эти споры настолько сложны, что участники саммита не исключают, что поиск компромисса затянется до субботнего утра.
Лидеры ЕС стремятся не допустить, чтобы решения саммита по климату были восприняты в мире как отход от программы-2007. Особенно по другую сторону Атлантики. Дело в том, что президент США Джордж Буш блокировал приемлемые для Европы международные решения в области защиты климата, а избранный президент Барак Обама, наоборот, обещает миру «новое сотрудничество в защите климата». Это может стать проблемой в отношениях между руководством ЕС и новой администрацией США.
С Россией, по крайней мере в данном вопросе, пока проще. Проблема сокращения выбросов парниковых газов рассматривается в рамках энергетического диалога ЕС–РФ. Как раз на этой неделе, как сообщает представительство Европейской комиссии в Москве, оно начинает вместе с Минэкономразвития РФ уже второй проект, направленный на борьбу с выбросами и стимулирование энергосбережения.