Совещанием министров иностранных дел 27 стран ЕС вчера в Брюсселе была обозначена заключительная фаза подготовки саммита ЕС, назначенного на 11–12 декабря. Подготовка к нему прошла в условиях разногласий между ведущими странами сообщества по поводу кризиса.
Саммит должен утвердить подготовленную Комиссией ЕС антикризисную программу, призванную противодействовать спаду в реальном секторе экономики. Сверстанный «конъюнктурный пакет» выделяет на эти цели 200 млрд. евро. Однако накануне саммита в Брюсселе между ведущими партнерами в составе Евросоюза – Францией, Великобританией и Германией нет согласия ни в отношении достаточности суммы финансовых инъекций для поддержания производства, ни по поводу путей и методов решения этой задачи.
В этой связи от встречи, организованной в понедельник в Лондоне, стало попахивать скандалом. Хотя она была посвящена именно согласованию вопросов саммита ЕС, премьер Гордон Браун пригласил на Даунинг-стрит только французского коллегу Николя Саркози и главу Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу. А федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель приглашения не получила.
На пресс-конференции Браун, Саркози и Баррозу заверяли, что с Германией разногласий нет, все вместе с ней признают необходимость того, что экономика нуждается в импульсе, а инструментарий может отличаться. В Берлине стараются скрыть раздражение. Представитель правительства подчеркнул, что создание «групп и кружков» в ЕС ничего не даст, решать проблемы без Германии невозможно. Тем не менее министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер назвал решение не приглашать Меркель в Лондон некрасивым поступком. А газета Kieler Nachrichten прокомментировала это так: «Несмотря на все опровержения из Парижа, Лондона и Берлина, встреча французского президента с британским премьером – афронт для канцлерин».
В ЕС, да и в самой Германии многие недовольны «скаредностью» и «медлительностью» Берлина в борьбе с кризисом. Меркель отстаивает принятую правительством ФРГ антикризисную программу стоимостью 32 млрд. евро. Она противится еще большему вливанию средств в экономику, а также поспешному снижению налоговых нагрузок на предпринимателей и потребителей. Кроме того, в отличие от программ Парижа, Лондона и Рима немецкий подход предусматривает осуществление таких мер не сразу, а поэтапно, причем с акцентом на вторую половину 2009 года.
На экономику ФРГ приходится пятая часть всего ВВП Евросоюза. Для 17 стран в его составе Германия является главным торговым партнером, а для новых членов ЕС – и главным инвестором. Немцы лучше других крупных стран сообщества использовали благоприятную конъюнктуру последних лет. Они успешно сократили бюджетный дефицит, который, несмотря на кризис, и в будущем году не превысит 1% ВВП. Во Франции же он в связи с антикризисной программой вырастет до 3,9%, а в Великобритании в результате снижения НДС госдефицит составит все 8%.
Понятно, что Комиссия ЕС хотела бы представить более впечатляющую антикризисную программу и при поддержке Лондона и Парижа рассчитывала на более масштабное привлечение в рамках ЕС ресурсов Германии. Но Берлин пока давлению не поддается. Так что Европейский совет не решит 11–12 декабря спорных проблем противодействия финансовому кризису, свертыванию производства и росту безработицы. Но соблюдет лицо, одобрив упоминавшуюся программу.
В повестке дня саммита есть и вопросы, по которым прорисовывается компромисс. В их числе судьба Лиссабонского договора. Ирландия, где референдум по договору провалился, возможно, будет готова переголосовать в случае согласия ЕС с некоторыми условиями Дублина.