Оппозиция обвиняет правительство Индии в неспособности справиться с терроризмом.
Фото Reuters
Правительство Индии повысило готовность служб безопасности и разведки к отражению внешней угрозы до военного уровня. Исламабад в ответ заявил, что может остановить операции против исламистов в зоне племен и перебросить войска к границе с Индией. Дели обвиняет Пакистан в том, что он не обуздал боевиков, совершивших нападение на Мумбаи с его территории. Пытаясь предотвратить конфликт между соседями, в Дели вылетела госсекретарь США Райс.
Решение Дели укрепить меры безопасности огласил государственный министр внутренних дел Шри Пракаш Джайсвал. Оно распространяется на спецслужбы, а также на те части пограничных, внутренних войск, полиции, которые находятся под командованием федеральных органов власти. Главным министрам штатов рекомендовано отдать аналогичные распоряжения силам безопасности, находящимся в их ведении. В то же время официальное индийское информационное агентство PTI передало, что Дели может приостановить мирные переговоры с соседней страной, которые приняли интенсивный характер четыре года назад.
Руководство Пакистана осудило атаку на Мумбаи, назвав ее «варварским актом», и заявило, что ни один государственный институт не причастен к ней. Но группировка «Лашкар-э-Тоиба», которая, как видно из показаний единственного захваченного в плен террориста Амира Касаба, организовала террористическую операцию, не только готовила свои кадры на территории Пакистана, но и поддерживала связи с пакистанской военной разведкой.
На улицах Мумбаи прошли демонстрации людей, несших свечи в память жертв побоища. Но они одновременно с гневом отзывались о неспособности правительства защитить своих граждан. Такие настроения умело эксплуатирует оппозиционная Бхаратия Джаната парти (БДП), которая обвиняет премьер-министра Манмохана Сингха в мягкотелости и нерешительности. Первой политической жертвой теракта, как уже писала «НГ», стал министр внутренних дел, подавший в отставку. А вчера его примеру последовал Виласрао Дешмукх, другой влиятельный деятель правящей партии Индийский национальный конгресс, главный министр штата Махараштра (где находится Мумбаи).
Стремясь приостановить эскалацию конфликта с соседом, президент Пакистана Асиф Али Зардари призвал Индию не предпринимать карательные действия против его страны в связи с трагедией в Мумбаи. Боевики как раз и добиваются того, чтобы между нами началась война, предупредил он. В интервью лондонской газете Financial Times Зардари признал, что нападение могла организовать «Лашкар-э-Тоиба», но с ней борются и пакистанцы.
Упомянутая президентом воинственная группировка в свое время создала при помощи пакистанских спецслужб лагеря в пакистанской части Кашмира. Но в 2002 году Исламабад объявил ее вне закона. Тогда боевики перевели свои главные силы в зону племен на границе с Афганистаном – туда, где пустили корни приверженцы «Талибана» и «Аль-Каиды».
Исламабад держит в этом регионе военные части и полувоенные формирования численностью до 100 тыс. человек. Однако эта операция может быть свернута и войска переброшены к границе с Индией, как утверждают источники в пакистанской армии. Это нанесло бы сильнейший удар по стратегии США и их союзников в Пакистане и Афганистане.
И все же, насколько велика опасность нового конфликта? С этим вопросом мы обратились к руководителю Центра индийских исследований ИВ РАН Татьяне Шаумян. До войны дело не дойдет, полагает эксперт. Экстремистов нельзя идентифицировать с нынешними лидерами Пакистана. Проблема в том, что Пакистан не контролирует группировки, действующие на его территории.
Касаясь политики Дели, Шаумян отметила, что многое будет зависеть от исхода парламентских выборов, которые должны пройти в следующем году. Индийский национальный конгресс осознает, что конфликт не решит никаких проблем в регионе. Но трудно сказать, что предпримут другие политические силы, в частности БДП, в случае ее прихода к власти.