Горстка террористов, державшая в заложниках Мумбаи в течение двух дней, нанесла также удар по отношениям Индии и Пакистана. Оппозиция в Индии обвиняет правительство в мягкотелости и требует жесткого ответа Пакистану. Исламабад обещал Дели оказать содействие в расследовании преступлений, но под давлением армии отказался направить в Индию для объяснений начальника разведки. Напряженность между соседями нарастает.
![]() |
Индия все еще в шоке от массового теракта в Мумбаи с его огромными жертвами. Политики и СМИ винят индийские спецслужбы за недостаточную антитеррористическую готовность и Пакистан – за то, что приютил у себя террористическую организацию, систематически устраивающую антииндийские акции. Первая потеря на уровне правительства – ушел в отставку министр внутренних дел Шиврадж Патил. Его место занял Паланьяппан Чидамбарам, занимавший до этого пост министра финансов.
После того как индийские спецназовцы из подразделения «Черная кошка» ликвидировали в субботу последних двух террористов, забаррикадировавшихся в отеле «Тадж-Махал», внимание индийского правительства и публики сосредоточилось на выяснении того, кто организовал нападение на громадный город. МВД Индии объявило, что погибли 183 человека, меньше, чем предполагалось ранее. Около 300 ранены. Убито 20 полицейских и военнослужащих. Уничтожено 9 боевиков, один захвачен в плен. Из его показаний следует, что они принадлежали к группировке «Лашкар-э Таиба», базирующейся в Пакистане и добивающейся отделения индийской части Кашмира от Индии.
Эта организация известна громкими терактами, совершенными в Индии. В декабре 2001 года ее боевики совершили нападение на парламент Индии в Дели. После этого индийцы перебросили свои войска к границам Пакистана и между двумя странами едва не разразилась новая, четвертая по счету война. Ныне индийские высокопоставленные лица вновь указывают на Пакистан как страну, откуда пришли террористы. «Расследование на данный момент выявило причастность групп, обосновавшихся в Пакистане, к атаке на Мумбаи», – заявил государственный министр внутренних дел Шрипракаш Джайсвал.
Пока что из сведений, просочившихся в СМИ, вырисовывается следующая канва событий. Несколько боевиков, проникнув в Мумбаи заранее, занялись сбором данных о гостиницах и других объектах, которые должны были подвергнуться атакам. Остальная часть банды (она насчитывала всего 10 человек, если впоследствии не выяснится, что кому-то удалось скрыться) прибыла на судне и под покровом темноты пересела в надувные лодки. Террористы, спрятавшие оружие в походные рюкзаки, высадились на расстоянии примерно в 1 километр от отеля «Тадж-Махал». Действуя попарно, они ворвались в гостиницы, вокзал, больницу, еврейский культурный центр, стреляя из автоматов по находившимся там людям. Были взяты заложники.
Сейчас, когда мегаполис возвращается к нормальной жизни, на стенах рядом с поврежденными огнем домами появились надписи: «У нас слабое правительство, не желающее и не способное бороться с террором. Голосуйте за БДП». БДП – главная оппозиционная партия, она уже начала использовать трагедию в предвыборных целях. Всеобщие выборы в Индии должны состояться не позднее мая 2009 года.
От премьер-министра Манмохана Сингха, представляющего партию Индийский национальный конгресс, общественное мнение и оппозиция требуют, чтобы он покарал сторону, покрывающую преступников. Пока глава правительства ограничился тем, что пообещал дать сокрушительный ответ пособникам террористов, находящимся за пределами Индии. Он также созвал вчера встречу представителей всех политических партий, чтобы обсудить последствия террористического нападения.
Пресса на Западе, в Индии и Пакистане толкует о возможности нового вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном. Сотрудник службы безопасности Пакистана сообщил СМИ, что по имеющимся у него данным индийские ВВС приведены в состояние боевой готовности. Индийская сторона этого не подтверждает.
Агентство Reuters, ссылаясь на старшего офицера пакистанской разведки, передало, что если напряженность с Индией будет нарастать, Исламабад перебросит к ее границам войска, которые воюют с талибами у границы с Афганистаном. «Если что-то случится на этом фронте, война с террором перестанет быть нашим приоритетом. Мы все заберем с западной границы. Мы ничего там не оставим»,– заявил на брифинге этот офицер.
Тем временем власти Пакистана сообщают о своей готовности сотрудничать с индийским расследованием. «Если появится какое-либо свидетельство причастности какого-либо лица или группы из моей страны, я приму самые незамедлительные меры», – заявил президент Пакистана Асиф Али Зардари. Он даже пообещал, что пришлет начальника пакистанской межведомственной разведки Ахмеда Шуджа Пашу в Индию для помощи расследованию. Но через несколько часов, вероятно, под давлением армии, было объявлено, что поездка Паши отменена.
Не приходится сомневаться, что одной из целей террористов был срыв набирающего силу мирного процесса между Дели и Исламабадом. Однако большинство влиятельных индийских комментаторов сомневаются в том, что Дели применит военную силу для того, чтобы заставить Исламабад выполнить свое обещание обуздать террористов, проникающих в Индию. Бывший советник премьер-министра по национальной безопасности Браджеш Мишра говорит, что нет доказательств причастности правительства Пакистана к нападению. Оно не играло тут прямой роли. Канвал Сибал, бывший первый замминистра иностранных дел, отмечает, что Дели должен будет учитывать воздействие любой военной акции на безопасность региона. По сообщению New York Times, США, действуя из-за кулис, также призывают Дели к сдержанности.