Вчера президент России Дмитрий Медведев дал свою оценку завершившегося накануне в столице Перу Лиме саммита АТЭС. Москва будет защищать национальных производителей, но в то же время не допустит «тупого протекционизма» и продолжит сотрудничество со своими международными партнерами. Кроме того, российский лидер вновь заявил, что Москва стремится к компромиссу с США по проблеме ПРО и возлагает большие надежды на Барака Обаму.
В частности, российский лидер пояснил позицию РФ относительно рекомендаций АТЭС странам-участницам в течение года не прибегать к новым мерам протекционизма. Он сказал, что считает нужным отказаться не от протекционизма вообще, а от «такого тупого протекционизма, который бы наносил ущерб мировой экономике и мировой финансовой системе». Медведев добавил, что «ни одно государство, ни один лидер государства никогда не возьмет на себя смелость сказать, что он не будет заниматься защитой собственного производителя, собственного реального сектора». Однако, по его словам, меры по защите собственной промышленности должны быть «разумны и достаточны». Президент твердо дал понять, что в рамках такого подхода Россия продолжит «принимать меры, которые позволят сохранить наш реальный сектор».
В целом, по словам Дмитрия Медведева, встреча в верхах в Лиме стала продолжением диалога, начатого 14–15 ноября в Вашингтоне в рамках «двадцатки», «его конкретизацией по каким-то вопросам», но уже на региональном уровне. Президент подчеркнул, что в Лиме не возникла альтернатива решениям форума, состоявшегося в столице США, а это, по его мнению, означает, что «основные пути выхода из финансового кризиса, которые были намечены в Вашингтоне, являются правильными».
В ходе прошедшего саммита для российского лидера помимо коллективных консультаций большое значение имели двусторонние контакты с главами других государств АТЭС. Особый интерес прессы вызвала встреча Дмитрия Медведева с президентом США Джорджем Бушем. Поэтому, отвечая на вопросы журналистов, он уделил много внимания состоянию российско-американских отношений. «У нас есть темы, по которым мы расходимся, но в целом работа, которая была проведена за эти годы, вне всякого сомнения, достойна хорошей оценки. Потому что все-таки удалось достичь многих позитивных вещей», – констатировал глава государства. Вместе с тем он посетовал, что позиция нынешней администрации по вопросу американской ПРО в Европе «выглядит предельно негибко».
Российский лидер подчеркнул, что Москва заинтересована в снижении напряженности, возникшей из-за планов США создать объекты ПРО в Чехии и Польше, и не горит желанием размещать комплексы «Искандер» в Калининграде. «Нам не хочется ничего размещать. Это ответная мера, и все будет зависеть от позиции наших американских партнеров», – подчеркнул президент. Медведев особо отметил, что сейчас большие надежды возлагаются на будущую администрацию Барака Обамы, у которого «нет раз и навсегда заготовленного шаблона для решения этой проблемы».
Говоря о перспективах развития отношений Москвы и Вашингтона, Дмитрий Медведев заявил, что верит в возможность конструктивного диалога с новым руководством США. «Я надеюсь, что это будут конструктивные, партнерские отношения, мне бы этого хотелось. И тот контакт, который у меня был с избранным президентом, позволяет ожидать такого же подхода с американской стороны», – добавил глава государства.
В преддверии турне по Латинской Америке президент напомнил, что во времена СССР у Москвы со странами региона были «довольно мощные, серьезные отношения», и заявил, что «настала пора восстановить эти отношения». Причем Дмитрий Медведев стремится, по его словам, чтобы Россию и Южную Америку связывали «привилегированные отношения» в соответствии с новыми принципами отечественной внешней политики, которые были сформулированы летом этого года.