До конца октября ливийский лидер Муаммар Каддафи посетит Россию. Это будет его первый приезд в Москву с 1985 года. Точная дата визита официально не объявлена, но ожидается, что в ходе него может быть заключено соглашение о поставке в Ливию российского вооружения и боевой техники на сумму свыше 2 млрд. долл. США.
Речь о потенциальной сделке по поставке вооружения в Ливию шла еще в апреле, когда там побывал президент Владимир Путин. Рассматривалась возможность продажи авиационной техники, средств ПВО, а также морского и сухопутного вооружения. Ожидалось заключение контрактов на модернизацию боевой техники, поставленной Ливии в советские годы. Тогда же в Триполи обсуждались перспективы сотрудничества двух стран в других областях, в частности строительства в Джамахирии атомной электростанции.
Путь для заключения крупных контрактов был открыт после того, как в апреле был списан ливийский долг на сумму в 4,6 млрд. долл. В обмен на это ливийцы подписали ряд контрактов с российскими компаниями, самым большим из которых была сделка с РЖД на сумму 2,2 млрд. евро на постройку железной дороги Сирт–Бенгази. «Газпром» подписал с ливийской Национальной нефтяной компанией и ливийским Африканским инвестиционным фондом меморандумы о создании совместного предприятия для реализации проектов как в Ливии, так и в других странах Африки. Между Россией и Ливией тогда же были заключены соглашения о торгово-экономических и финансовых отношениях, о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Наблюдатели предполагают, что визит Каддафи в Москву ознаменуется подписанием новых крупных контрактов.
Между тем в борьбе за ливийский рынок России придется столкнуться с серьезной конкуренцией. После снятия с Ливии в 2003 году международных санкций там побывали первые лица Великобритании, Италии и Франции, которые сумели добиться заключения контрактов на десятки миллиардов долларов. Многие страны возобновили военно-техническое сотрудничество с Триполи. Британцы намерены поставить ливийцам системы ПВО, а французы – истребители.
Руководитель научного центра «Российско-арабский диалог» профессор Анатолий Егорин рассказал «НГ», что в настоящее время Ливия стремится диверсифицировать свои внешнеэкономические связи. «Ливийцы очень дорожат своей свободой и независимостью и не дают особо разгуляться западным компаниям, и Россия могла бы этим воспользоваться», – указал эксперт.
В современных условиях основными партнерами Триполи могут стать США, Франция, Италия, Великобритания, которые предпринимают активные усилия для возвращения на ливийский рынок. Западные страны лучше подготовлены к работе в Ливии, оперативнее реагируют и проводят более гибкий курс. «Мы даже в первую двадцатку не попадем, если исключить поставки оружия», – констатировал Егорин. По его словам, географическая близость Ливии к Европе определяет приоритетную роль связей именно с ЕС, который является главным покупателем ливийской нефти и газа.
Однако Россия имеет политическое значение для Ливии. «Каддафи показывает Западу, что у него есть и другие партнеры», – пояснил Егорин. При этом он отметил, что ливийцы настроены прагматично и действуют, исходя из своих интересов.
«Российские компании ни с кем не согласовывают свои действия в Ливии, мешают друг другу. Некоторые наши бизнесмены иногда действуют без учета местной специфики и обычаев, что приводит к инцидентам с властями и портит репутацию», – подчеркнул собеседник «НГ».