В ближайшее время будет созван экстренный саммит «большой восьмерки». Это решение прозвучало на фоне все более громких требований перестройки мировой финансовой системы, порой – из-за приносимых кризисом лишений, превращающихся в призывы к строительству «гуманного капитализма». По предварительным сведениям, встреча пройдет в конце октября – начале ноября в Нью-Йорке.
«Мы, лидеры Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, России, Соединенного Королевства и президент США едины в нашем стремлении выполнить общую обязанность преодолеть нынешний кризис», – говорится в совместном заявлении, опубликованном в минувшую среду в Вашингтоне.
Участники будущего саммита – руководители наиболее развитых промышленных стран мира обещают также «укрепить наши финансовые институты, восстановить доверие к финансовой системе и обеспечить прочную экономическую основу для наших граждан и бизнеса».
В заявлении содержится не много рецептов борьбы с кризисом. Они сводятся к поддержке Плана действий, принятого на состоявшемся в этом месяце в Вашингтоне заседании G7 (финансовой «семерки»), и заверениям в готовности реализовать предложенные им меры «в срочном порядке на транспарентной и справедливой основе».
Лидеры «восьмерки» признают необходимость «перемен в регулирующих и институциональных режимах финансовых секторов мира» и обещают разработать «повестку дня, отвечающую на вызовы ХХI века». Это будет сделано «в подходящее время в ближайшем будущем на встрече лидеров с представителями ключевых стран».
В заявлении не указываются ни точное время, ни место предстоящего саммита. Однако сам факт опубликования заявления сначала в США, а не в Японии, председательствующей в этом году в G8, говорит о том, что саммит пройдет на американской территории. В зарубежных СМИ указываются более конкретное место – Нью-Йорк и приблизительное время – конец октября – начало ноября. Не названы и страны, руководителей которых дополнительно пригласят на встречу. По предварительным прогнозам, это Китай, Индия, Бразилия и ЮАР, возможно, еще Мексика и Южная Корея.
По имеющимся сведениям, решение о созыве саммита принято в ходе интенсивных консультаций между всеми участниками «восьмерки» как путем личных контактов, так и по телефону. Они проходили на фоне выявившихся различий в подходах между США и странами Западной Европы, касающихся как непосредственно национальных мер, принимаемых каждой страной в борьбе с финансовым кризисом, так и способов коллективного воздействия на нее. Еще более заметны расхождения в подходе к международным финансовым институтам. В то время как ведущие страны Евросоюза все более решительно высказываются за их перестройку в целях недопущения новых кризисов, контролирующий их Вашингтон не готов к такому развитию событий.
Репрезентативны высказывания президента Франции Николя Саркози на прошедшем в начале этой недели саммите Евросоюза. Он высказался за то, чтобы на саммите G8 «переписать» правила международных финансов. Саркози считает, что с 1944 года, когда Бреттон-Вудская конференция положила начало современной финансовой системе, в мире произошли глубокие перемены. «Нам нужно найти новую форму капитализма, основанного на ценностях, которые заставят финансы служить интересам компаний и граждан, а не наоборот», – заявил Саркози в Брюсселе.
Показательно, что Саркози предложил провести саммит «предпочтительно в Нью-Йорке, где все началось». По утверждению французских официальных источников, администрация Буша сначала отнеслась к этой идее прохладно, но потом переменила свое мнение, столкнувшись с усиливающейся остротой кризиса.
Расчеты на «очень большие и весьма радикальные перемены» по итогам саммита G8 вынашивает британский премьер-министр Гордон Браун. А канцлер ФРГ Ангела Меркель высказалась за то, чтобы мировые лидеры вместе с коллегами из развивающихся экономик проработали вопрос о новой роли Международного валютного фонда и новой методике надзора над международными финансовыми рынками.
Известный французский эксперт Жак Сапир, профессор экономики Высшей школы общественных наук (Париж), отвечая на вопросы «НГ», отметил, что объявление о созыве саммита «восьмерки» вызывает у него «двойное чувство». Оно связано прежде всего с тем, что «восьмерка» пока ничего не заявила по поводу возможности приглашения на встречи руководителя КНР, в то время как без этой страны уже нельзя искать решение проблем глобального кризиса. Хотя, признает эксперт, приглашение Китаю и ряду других стран может быть направлено позднее.
Кроме того, считает эксперт, финансовый кризис углубляется так стремительно, что он уже затронул реальную экономику. В условиях, когда в подходах борьбы с ним выявились явные различия между США и Европой, практически невозможно в рамках подобной группы прийти к требуемым быстрым решениям, которые были бы адекватны изменениям в обстановке.
По мнению эксперта, прозвучавшая в заявлении G8 установка на реформу международных финансовых институтов обоснованна, однако делать это надо в другое время и отдельно от решения задачи борьбы с кризисом как наиболее неотложной.