Вчера в Берлине состоялась встреча главы МИД Ирана Манучехра Моттаки с его германским коллегой Вальтером Штайнмайером. Главной темой беседы двух министров стало продолжение переговоров по иранской ядерной проблеме, трения вокруг которой заметно усилились в последние дни. В понедельник МАГАТЭ обвинила Тегеран в интенсификации работ по обогащению урана и создании препятствий работе международных инспекторов, а Великобритания заявила, что намерена добиваться введения новых санкций против Исламской Республики.
22 сентября совет управляющих МАГАТЭ должен собраться для обсуждения очередного доклада о состоянии ядерной программы Ирана. Как стало известно агентству Reuters, в документе говорится о том, что ИРИ наращивает свои мощности по обогащению урана. Количество специальных центрифуг возросло на 500 штук – примерно до 3820, и ведутся работы по повышению их производительности.
Другая проблема заключается в том, что Тегеран недостаточно сотрудничает с МАГАТЭ, а это мешает выяснению всех обстоятельств, связанных с подозрениями о наличии у этой страны военной ядерной программы. «По вопросу о возможных военных измерениях иранской ядерной программы мы зашли в тупик. Без иранского содействия и готовности сотрудничать мы не можем двигаться вперед», – заявил высокопоставленный чиновник МАГАТЭ.
В этой связи МИД Великобритании заявил, что Лондон будет добиваться введения в ближайшее время новых санкций в отношении Ирана. Однако наблюдатели предполагают, что из-за трений между Россией и Западом по поводу событий в Южной Осетии Совбез ООН вряд ли примет решение об ужесточении санкций.
Сам Иран не считает свое сотрудничество с международными контрольными органами недостаточным. Как заявил вчера представитель ИРИ в МАГАТЭ Али Асгар Солтание в интервью иранскому телеканалу Press TV, последний доклад МАГАТЭ, напротив, подтверждает, что Агентство имеет возможность продолжать проверки и его сотрудники не нашли доказательств нецелевого использования иранцами расщепляемых материалов или осуществления ими запрещенной деятельности. «Этот доклад, конечно же, посвящен обогащению урана и другой деятельности в Иране. Агентство ясно раскрывает тот факт, что все находится под наблюдением МАГАТЭ», – отметил чиновник. Он подчеркнул, что Иран готов к сотрудничеству с МАГАТЭ, но не намерен отвечать на запросы, которые выходят за рамки его обязательств, установленных международным законодательством.
Более ранний доклад МАГАТЭ, обнародованный в мае, указывал, что Иран не предоставляет агентству всю информацию, необходимую, чтобы опровергнуть имеющиеся разведданные о реализации программы создания ядерного оружия. Тогдашний глава МАГАТЭ Мохамед Эль-Барадей призвал Тегеран перейти от опровержений к конкретным действиям и обеспечить доступ инспекторов на подозрительные объекты, а также позволить им изучать документацию и встречаться с иранскими ядерщиками. Однако власти ИРИ отказались пойти на уступки, подчеркнув, что и без того сделали более чем достаточно, чтобы развеять «беспочвенные подозрения».
Между тем в понедельник пять бывших госсекретарей США, среди которых как демократы (Мадлен Олбрайт и Уоррен Кристофер), так и республиканцы (Колин Пауэлл, Джеймс Бейкер и Генри Киссинджер), призвали к переговорам с Тегераном. Они заявили, что диалог с иранцами крайне важен, поскольку добиться удовлетворительного решения военными средствами невозможно. «Откровенно говоря, варианты военного решения очень скверные. Мы не хотим идти по этому пути», – констатировал Кристофер, который возглавлял Госдепартамент в 1993–1997 годах при Билле Клинтоне.