Эво Моралес выступает за перераспределение доходов между «богатыми» и «бедными» провинциями.
Фото Reuters
13 сентября, на следующий день после того, как президент Боливии Эво Моралес объявил военное положение в северном департаменте Пандо, начались переговоры между вице-президентом республики Альваро Гарсиа Линеро и представителем оппозиции, префектом департамента Тариха Марио Коссио. Им предстояло выработать соглашение по календарю дальнейших действий двух сторон. Встречи продолжались и во вторник. Однако к концу 16 сентября еще не было ясно, чем и когда они закончатся.
Только после этого к переговорщикам должен присоединиться глава государства, а бунтующие департаменты – Тариха, Бени, Санта-Крус, Чукисака и Пандо – снимут «гражданские пикеты» на дорогах и выведут их из захваченных ими административных зданий и предприятий, в том числе добывающих газ и нефть. По крайней мере так обещает префект Тарихи, где местные власти не занимают самых крайних позиций.
Впереди, однако, решение судьбы новой Конституции Боливии, за которую в декабре 2007 года проголосовало большинство Конституционной ассамблеи, но без участия депутатов оппозиции. И обсуждение двух декретов правительства, имеющих принципиальный характер, – о введении налога на доходы от продажи нефти и газа, обеспечивающего пенсионерам страны, у которых нет иных средств, как минимум 30 долл. ежемесячно, а также о перераспределении сельскохозяйственных земель среди мало- и безземельных крестьян, в основном индейцев. Эти шаги напрочь отвергают богатые восточные районы страны, где как раз добывается газ и расположена большая часть пригодных для обработки земель.
Диалог столицы с провинциальной оппозицией был заморожен более восьми месяцев назад, и постепенно накалявшаяся обстановка привела к первым столкновениям. Однако всю страну всколыхнуло произошедшее в прошлый четверг на севере страны, в 30 км от г. Пандо, нападение на группу сторонников президента из крестьян и молодежи. Число жертв превысило три десятка, около ста человек ранены. Напавшие из засады участники расправы, среди которых были молодчики, нанятые из бразильцев и перуанцев, оказались подведомственны властям департамента. Его глава Леопольдо Фернандес с группой охранников бежал в соседнюю Бразилию. Военные задержали в Пандо 11 человек, подозреваемых в убийствах, у них было найдено оружие.
События на севере Боливии стали также одной из тем прошедшего в Сантьяго в понедельник чрезвычайного саммита Союза латиноамериканских наций, УНАСУР, объединяющего все страны континента. Заседание, созванное нынешним председателем союза, президентом Чили Мишель Бачелет в поддержку лидера Боливии, создало две комиссии – в помощь расследованию массового убийства в Пандо и для содействия переговорам Моралеса с оппозицией.
Но главы государств континента, собравшиеся в чилийском дворце Ла Монеда, этим не ограничились. Они выразили «полную и решительную поддержку конституционному правительству Эво Моралеса, мандат которого был подтвержден широким большинством на недавнем референдуме» (за сохранение президента на своем посту проголосовали 67% боливийцев – на 13% больше, чем на выборах 2005 года, приведших его к власти). И «отвергли любую попытку гражданского переворота, который поставил бы под вопрос территориальную целостность Боливии, как и нападения на государственные учреждения и вооруженные силы в целях дестабилизации демократии».
УНАСУР единодушно высказался за диалог в Боливии, и Мишель Бачелет недвусмысленно провела своих коллег через тот зал дворца, где покончил с собой ровно 35 лет назад во время военного переворота 1973 года президент Чили Сальвадор Альенде. И нельзя не отметить, что для боливийских автономистов, во многом зависящих от соседней Бразилии, будет очень весом уже тот факт, что ведущую роль на саммите в Сантьяго сыграл лидер Бразилии Луис Инасиу да Сильва.