Согласно поступившим вчера сведениям, вооруженные столкновения между сторонниками президента Боливии Эво Моралеса и оппозицией на севере страны унесли жизни как минимум 18 человек. Акты насилия и грабежи зарегистрированы в провинциях Тариха, Санта-Крус и Пандо. В субботу Моралес обвинил губернатора Пандо в том, что тот нанимает иностранцев для поддержки сепаратистских настроений. Днем ранее президент Боливии ввел в Пандо военное положение. Глава Пандо Леопольдо Фернандес вместе с группой охранников укрылся в соседней Бразилии.
Внутриполитический конфликт в Боливии длится уже полтора года. Центральной власти жестко противостоят шесть самых богатых и многонаселенных из девяти провинций страны. На прошлой неделе наиболее ожесточенные столкновения произошли в самой северной, амазонской провинции Пандо.
Суть конфликта в том, что руководство богатых равнинных департаментов юга, востока и севера (Тариха, Чукисака, Санта-Крус, Кочабамба, Бени и Пандо), окаймляющих бедные горные районы, отказываются делиться доходами. В частности, платить в общегосударственный пенсионный фонд из тех доходов, которые они получают от продажи газа (здесь расположены вторые по запасам газа месторождения на континенте). В этих шести департаментах, где проживает 58% населения республики, производится 80% ВВП Боливии.
С приходом к власти в декабре 2005 года индейца Моралеса и его партии «Движение к социализму» сепаратистские тенденции резко усилились. Элиты богатых департаментов, состоящие в основном из креолов, смеси испанцев с местным населением и других выходцев из Европы, борются за автономию вплоть до отделения и создания независимого образования – «Нации равнин».
Обвинив посла США в Боливии Филипа Голдберга в поощрении провинций-раскольников, правительство Моралеса выслало его из страны. Поддержав боливийцев, объявил персоной нон грата посла Вашингтона в Каракасе и лидер Венесуэлы Уго Чавес. В ответ Госдепартамент США выслал послов этих стран, однако дипломатические игры на этом не окончились. Президент Гондураса отложил церемонию принятия верительных грамот от нового посла США в Тегусигальпе, а МИД Никарагуа, со своей стороны, не исключил того или иного решения правительства, затрагивающего отношения с Вашингтоном.
Готовность помочь Боливии решительно высказали два континентальных тяжеловеса – Бразилия и Аргентина, входящие вместе с Колумбией в «региональную группу стран – друзей Боливии», а вслед за ними (и, вероятно, не без их участия) практически весь регион. От его имени в пятницу «глубокое сожаление в связи с актами насилия» публично высказала президент Чили и глава Южноамериканского союза наций (УНАСУР) Мишель Бачелет. Следует заметить, что бразильцы и аргентинцы оказались в числе первых, кто ощутил последствия боливийских событий на себе, ибо именно из бунтующих юго-восточных районов Боливии, где противники центральной власти стали перекрывать дороги, захватывать предприятия и административные центры, они получают газ.
Не случайно Буэнос-Айрес, наиболее зависящий от поставок газа, прямо осудил «любые внешние попытки дестабилизации народных режимов, избранных в Южной Америке в ходе свободных демократических кампаний». Тем более что УНАСУР не так давно принял специальное решение о непризнании странами континента насильственных переворотов и попыток отделения от государств – членов этого объединения. Объявлено, что в связи с событиями в Боливии в понедельник в Сантьяго состоится чрезвычайное заседание глав государств континента.
Впрочем, Эво Моралес сделал давно ожидавшийся шаг к диалогу с оппозицией, проведя переговоры в субботу с ее представителем, префектом департамента Тариха Марио Коссио. Предполагается, что на них были заложены основы общенационального соглашения, которое может быть утверждено в понедельник. Однако, по мнению многих наблюдателей, разногласия власти с оппозицией столь глубоки, что лишь активное вмешательство соседей способно реально принести мир в самую бедную страну континента.