Группа сторонников независимости итальянской Сардинии в конце августа объявила «независимость» на небольшом островке Маль-ди-Вентре у западного побережья Италии. Как подозревают местные СМИ, на это их вдохновил пример Косово, Абхазии и Южной Осетии. Сепаратисты уже объявили на острове свою Республику Малу-Венту («Дурной ветер») и даже обратились к генсеку ООН Пан Ги Муну с просьбой принять их в международную организацию.
Островок Маль-ди-Вентре площадью 813 тыс. кв. м, то есть менее 1 кв. км, находится у западного побережья Италии, напротив полуострова Синис, вблизи сардинского города Ористано. Сотня «борцов за независимость Сардинии» заселила остров в 30-ю годовщину своего движения. Руководил захватом лидер Партии независимости Сардинии (Paris) Сальваторе Мелони. Объявлено о создании правительства новоявленного государства и о флаге, представляющем собой полотнище с чередующимися горизонтальными красными и голубыми линиями и шестью фигурами, олицетворяющими сардинскую культуру, и надписью Республика Малу-Венту.
Официально остров является собственностью некоего британского гражданина, но борцов за независимость Сардинии это не смущает. Они предъявили права на приобретение острова в собственность по праву давности (принцип сервитута). При этом сослались на то, что уже с 1974 года имеют «представительство» на острове, занимающееся охраной его морской и окружающей среды.
Первую ночь граждане новоиспеченного государства провели в палатках, закусывая сардинскими продуктами – хлебом panu carasau, сырами и копченостями и запивая все это водой. Все граждане нового независимого государства – трезвенники, но, несмотря на «сухой закон», уже через сутки с просьбой о получении гражданства и предоставлении постоянного местожительства на острове обратились 350 человек, в настоящее время проживающих на Сардинии. Самопровозглашенный лидер новоявленного государства Мелони заявил, что пока на острове не появятся объекты инфраструктуры, всех просителей будут заносить в специальный список и ходатайства будут рассматриваться в порядке общей очереди. Если наплыв желающих будет слишком велик, их будут допускать на остров по принципу ротации.
Объявлено, что кроме трезвенности в новом государстве будет неукоснительно соблюдаться принцип экологичности: никакого цемента и железобетона, а только биоразлагаемые материалы, деревянные домики, солнечные панели и ветряные генераторы энергии, а также опреснители соленой морской воды. Одним словом, есть все предпосылки для того, чтобы создать не только самое трезвенное, но и самое экологически чистое и безотходное государство в мире.
По словам Мелони, Республика Малу-Венту станет первым шагом на пути к независимости «большой Родины» – Сардинии. Сам Мелони, которому недавно исполнилось 65 лет, всю свою жизнь выступал за независимость Сардинии. Ему пришлось провести девять лет в тюрьме по обвинению в «заговоре против государства». После выступления в 1981 году на съезде Партии сардинского действия, в котором Мелони подчеркнул, что его главной целью является провозглашение независимости Сардинии, он был арестован и первые восемь месяцев заключения провел в одиночке. После долговременной голодовки его перевели в общую камеру, затем пересылали из одной тюрьмы в другую на Сардинии.
После освобождения из заключения под давлением родственников Мелони пообещал не заниматься политической деятельностью до тех пор, пока ему не исполнится 65 лет. Час пробил в мае этого года, и, отметив свой юбилей созданием Партии независимости Сардинии (Paris), Мелони возобновил свою политическую деятельность.
«Я дал зарок, что не умру, пока Сардиния не обретет независимость, на что и положу собственную жизнь!» – гордо заявил Мелони на пресс-конференции.
События на Сардинии являются лишь одним из многочисленных проявлений сепаратистских настроений в современной Италии. Газета La Repubblica с беспокойством сообщает о закулисных контактах автономистской администрации Палермо с ливийским правительством, о мэрах сицилийских городов, которые молотками разбивали памятные настенные доски, посвященные Джузеппе Гарибальди (объединителю Италии и создателю итальянского государства в современных границах), и о переименовании географических названий на Севере Италии с итальянского языка на ломбардский диалект.
Дальше всех пошли региональные власти Венето, выделившие 57 тыс. евро региональной комиссии по культуре для проверки итогов объединительного плебисцита, состоявшегося в┘ 1866 году! Местные политики националистического толка под предлогом изучения исторических условий, в которых проходил референдум о присоединении региона Венето к Италии, пытаются поставить под сомнение его итоги. Тогда за присоединение Венето к Италии проголосовали 647,789 выборщиков, а против – всего лишь 69. Однако если комиссии по культуре удастся доказать, что королевская Савойская династия оказала давление на избирателей, или вскрыть нарушения в ходе тогдашнего голосования или при подсчете его итогов, то можно будет поставить вопрос о пересмотре итогов плебисцита и о незаконности присоединения Венето к Италии.
Есть и другие примеры. Так, один муниципалитет на основании недавно обнаруженных карт и договоров хочет отделиться от Италии и присоединиться к Сан-Марино. Все жители – «за». К руководителю Комитета за присоединение к Сан-Марино уже наведывались спецслужбы, ведется официальное следствие.
В Южном Тироле – немецкоговорящем регионе Больцано – сепаратистские настроения всегда были очень сильны, в прошлом году мэры 130 населенных пунктов подписали обращение к парламенту Австрии с просьбой о включении в состав Австрии.
Что касается острова Маль-ди-Вентре, то власти итальянской провинции Сардиния пытаются выкупить остров, чтобы выбить почву из-под ног сепаратистов. Последние же возлагают все свои надежды на принцип сервитута. Они намерены обратиться в суд с доказательствами своего длительного пребывания на острове. Учитывая протяженные сроки рассмотрения подобных дел, к объявленному ими сроку может прибавиться еще до 10 лет.
Рим