Федеральный канцлер и ее заместитель в одночасье стали соперниками.
Фото Reuters
Начало осеннего политического сезона в ФРГ ознаменовалось драматическими событиями минувшего воскресенья. В этот день стало известно о выдвижении вице-канцлера и главы МИДа Франка-Вальтера Штайнмайера кандидатом на пост федерального канцлера от Социал-демократической партии на выборах 2009 года. Одновременно сменился председатель СДПГ. Вместо Курта Бека этот пост предложено занять Францу Мюнтеферингу, возглавлявшему партию в прошлом.
Отныне именно тандем Штайнмайер–Мюнтеферинг возглавит социал-демократический поход на выборах за власть. Происшедшие перестановки обсуждались вчера в Берлине на срочно созванном партийном правлении СДПГ. При этом неожиданный и даже драматический «переворот» в руководстве партии, входящей в правящую «большую коалицию» с ХДС/ХСС, всколыхнул весь германский политический истеблишмент. Он способен привести к серьезным подвижкам в расстановке ведущих политических сил страны и даже повлиять на ее дальнейшее поведение в мире. Штайнмайер уже заявил, что будет бороться за то, чтобы в Германии вновь правил социал-демократический канцлер.
Разумеется, это будет труднейшей задачей для СДПГ, которая находится сейчас не в лучшем состоянии. Ее рейтинг среди избирателей опустился ниже 30%. Возникшая не столь давно Левая партия стала опасным конкурентом СДПГ на ее же электоральном поле. На курсе партии серьезно сказались противоборство между правым и левым крыльями, противоречия взглядов отдельных влиятельных деятелей. Маневрировавший между ними лидер партии Курт Бек был в последние месяцы буквально затравлен немецкими СМИ, приписывавшими ему «левый уклон». Долго остававшийся в подвешенном состоянии вопрос о социал-демократическом претенденте на канцлерство создавал у избирателей впечатление о неспособности руководства СДПГ делать выбор.
Если первый опыт участия социал-демократов в одном правительстве с ХДС/ХСС еще при Вилли Брандте считается удачным, то нынешнее их вхождение в «большую коалицию» лишь ослабило их позиции. Парадокс в том, что реализация программы реформ, сформулированной и принятой при канцлерстве Герхарда Шрёдера, помогла выходу из экономического спада и сокращению безработицы с 5 до 1,5 млн. как раз при нынешней коалиции ХДС/ХСС и СДПГ. В результате все лавры приписываются главе кабинета Ангеле Меркель, содействуя ее предвыборным видам.
Мюнтеферинг и Штайнмайер давно сработались. Оба были ближайшими соратниками канцлера Шрёдера и активно участвовали в подготовке программы реформ. Весьма вероятно, что такой руководящий тандем усилит и центристский акцент в предвыборной линии СДПГ. Однако многое будет зависеть от того, удастся ли лидерам партии объединить все внутрипартийные течения вокруг фигуры вице-канцлера и министра иностранных дел. Все-таки левые круги, критикующие антисоциальную направленность программы реформ, сохраняют заметное влияние в СДПГ и будут добиваться корректив в предвыборной программе.
Но до выборов 27 сентября 2009 года еще много времени. События минувшего воскресенья, и прежде всего решение Штайнмайера вступить в борьбу за канцлерский пост, уже сейчас сказываются на расстановке политических сил и ситуации в правительстве «большой коалиции».
В предстоящий четверг, день заседаний федерального правительства, его вице-канцлер и главный дипломат предстанет уже как претендент на кресло, которое пока занимает бундесканцлерин и которое она, несомненно, хотела бы сохранить за собой и после следующего сентября. Развалить коалицию и оставить страну без правительства нельзя. Меркель уже осадила некоторых видных политиков своего лагеря, предрекавших «конец коалиции». С другой стороны, обострение предвыборной конкуренции между партиями «большой коалиции» и ее лидерами неизбежно. Теперь соперник Штайнмайер станет мишенью ХДС/ХСС. В свою очередь, в новой роли этот спокойный и взвешенный дипломат будет вынужден прибегать к более жестким оценкам политики консервативного блока.
Начинающаяся схватка за лидерство чревата острыми моментами. В центре противоборства будут, конечно, экономические проблемы, бесконечная борьба с массовой безработицей, вопросы образования, социальной справедливости, но не только.
Взгляды и подходы Меркель и Штайнмайера и их партий не совпадают и по целому ряду важных тем внешней политики. Достаточно острым сюжетом предвыборных споров станут и отношения с Россией. Это, в частности, подтвердили члены делегации внешнеполитического комитета Бундестага, посетившей на днях Москву, когда корреспондент «НГ» поинтересовался их мнением.
Штайнмайер известен как сторонник решения международных проблем путем переговоров. Он выступает за курс диалога, развития стратегического партнерства с Россией. В тезисах предвыборной программы СДПГ, в частности, говорится: «Федеральное правительство при канцлере СДПГ начнет новую политику разрядки. Противодействие новым угрозам путем ракетного зонта в Восточной Европе не должно вести к новому витку гонки вооружений». Все это может стать сильным козырем в глазах немецких избирателей.
Пока предпочтительнее выглядят шансы Ангелы Меркель и поддерживающих ее сил. Хотя гарантию успеха выборы никогда заранее не дают. Хорошо зная Штайнмайера, бундесканцлерин, несомненно, не сомневается в серьезности его вызова, ведь он сейчас популярен в Германии не меньше ее. При этом как глава внешнеполитического ведомства он приобрел и высокий авторитет в международном сообществе.
В отличие от Франца Мюнтеферинга, которому уже 68 лет, Франк-Вальтер Штайнмайер относится к молодому, но достаточно опытному поколению германской политической элиты. Ему 52 года. Выходец из семьи столяра и фабричной работницы в провинциальном нижнесаксонском Детмольде отслужил в бундесвере, получил высшее образование в области юриспруденции и политологии. Доктор юридических наук. В годы красно-зеленой коалиции возглавлял ведомство федерального канцлера. В «большой коалиции» ХДС/ХСС–СДПГ стал министром иностранных дел, а затем одновременно заместителем главы правительства. Женат, имеет дочь.