В ближайшее время в парламенте Сербии должна состояться ратификация пакета энергетических соглашений, подписанных в январе с Россией. По этим соглашениям предусматривается прокладка через территорию Сербии газопровода «Южный поток» и продажа «Газпром нефти» 51% акций нефтегазового концерна «НИС». Из-за обструкции, устроенной оппозицией, рассмотрение «газового пакета» затягивается. Между тем Москва усилила в последние дни давление на Белград.
Во вторник в Белграде возобновилось прерванное более месяца назад заседание парламента Сербии. Первоначально перерыв был объявлен всего на две недели, но период летних отпусков внес свои изменения.
Главная причина паралича, постигшего высший законодательный орган страны, проста. Спикер парламента Славица Джукич-Деянович не смогла справиться с обструкцией, к которой прибегла оппозиция. А именно – Сербская радикальная партия и еще недавно находившиеся у власти Демократическая партия Сербии бывшего премьера Воислава Коштуницы, а также партия его соратника Велимира Илича «Новая Сербия». Методы обструкции тоже просты: ссылаясь на нарушения регламента, депутаты оппозиционных партий сменяют друг друга на трибуне, препятствуя переходу к рассмотрению и обсуждению главных пунктов повестки дня.
А пункты эти и, что еще существеннее, решения, которые должны быть приняты по ним, немаловажны для Сербии. Так, под номером один значится ратификация парафированного в апреле этого года Соглашения о стабилизации и ассоциации Сербии с Евросоюзом. Затем следует ратификация энергетических соглашений с Россией. Наконец, депутатам предстоит ратифицировать ряд соглашений с Международным банком реконструкции и развития, предусматривающих предоставление стране крупных кредитов на благоприятных условиях.
Между тем за ширмой обструкции кроются куда более серьезные расхождения между властью и оппозицией по существу подлежащих рассмотрению вопросов. И эти вопросы отражают раскол сербского общества, обозначившийся на последних выборах. Так, оппозиция стремится заблокировать ратификацию соглашения с Евросоюзом, ссылаясь на то, что большинство входящих в его состав государств признало независимость Косово. Власти же, формально не противясь ратификации «газового проекта» с Россией, открыто предвещают, что лишь после этого будут начаты переговоры по согласованию с российской стороной цены, за которую ей достанется контрольный пакет акций «НИС».
Министр финансов Младжан Динкич, лидер экспертной партии «Г 17 плюс», сразу после подписания «газового проекта» в Москве называл определенную тогда цену в 400 млн. евро грабежом. Динкич считает, что она должна быть как минимум в пять раз больше. Правда, время внесло свои коррективы – по итогам последней аудиторской проверки, проведенной американской фирмой Delloite&Touche, стоимость «НИС» составляет все же менее 2 млрд. евро.
Недовольны, между тем, все. В письме в одну из белградских газет российский посол в Белграде Александр Конузин, ссылаясь на то, что «подписано – значит подписано», ясно дал понять, что российская сторона отвергает идею о каких-либо дополнительных переговорах о цене. Посол пошел еще дальше, намекнув на то, что в противном случае Сербия вообще может остаться без «Южного потока».
Недовольство в связи с задержкой ратификации соглашений о кредитах с Международным банком реконструкции и развития выразила и ее пресс-секретарь в Белграде Весна Костич, сообщив, что по меньшей мере необычно, что проекты, согласованные Советом директоров Международного банка, не ратифицируются парламентом. В результате заблокированы ремонт одного из важнейших белградских мостов «Газела», через который пролегает кратчайший путь из Западной Европы в Грецию, Болгарию, Турцию и страны Малой Азии, реконструкция сербских автодорог, достройка и модернизация четырех больниц, а также реконструкция рудного бассейна в Боре.
Вдобавок ко всему в период перерыва в парламентских слушаниях возник «случай Караджич». Этим немедленно воспользовалась оппозиция для продолжения обструкции на возобновившемся заседании парламента. На этот раз события превзошли ожидания даже привыкших ко всему сербов. Сменяя друг друга на трибуне, депутаты от Радикальной партии Сербии призывали проклятия на голову президента Бориса Тадича, решившего выдать Международному трибуналу бывшего лидера боснийских сербов Радована Караджича. «Пускай будет стерто само его семя, пусть его не обогреет солнце, пускай постигнет его Божье наказание, Тадич – самый главный предатель, которого в один прекрасный день настигнет проклятие», – выкрикивала одна из выступавших.
За всей этой мишурой кроются вполне прозаические дела. Так, по мнению белградских наблюдателей, проклятия в адрес Тадича сформулировал находящийся в гаагской тюрьме лидер радикалов Воислав Шешель. Якобы он недоволен тем, как руководит партией его заместитель Томислав Николич, заметно умеривший за последние месяцы привычный пыл партии. Николич, в свою очередь, на вопрос о том, действительно ли им недоволен Шешель, ответил лишь, что дожидается только возвращения шефа из Гааги.
Вчера, несмотря на парламентские баталии, все же удалось перейти к обсуждению Соглашения о стабилизации и ассоциации Сербии с Евросоюзом. На очереди – «Южный поток» и, вероятно, новые скандалы.
Белград