Путь к миру на Ближнем Востоке пролегает через Сирию и Францию. С такими словами французский президент Николя Саркози отправился вчера в Дамаск. Сегодня там по его инициативе состоится четырехсторонний саммит с участием лидеров Катара и Турции. Похоже, вакантных миротворческих мест в регионе для Москвы уже не осталось.
Сама по себе поездка Саркози – уже историческое событие. Глава западного государства впервые посещает Сирию за последние пять лет. Именно Франция, полностью заморозившая отношения с сирийцами после убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири (в причастности к этому преступлению подозреваются сирийские спецслужбы) в 2005 году, теперь предпринимает решительные шаги к выводу Сирии из изоляции.
Судя по всему, французское руководство всерьез взялось за ближневосточный процесс, и приведенные выше слова Саркози вполне могут получить реальное подтверждение. Возвращение президента Сирии Башара Асада на мировую политическую арену произошло как раз в Париже, где в июле он принял участие в саммите, посвященном созданию Средиземноморского союза. Тогда под эгидой Парижа наряду с другими за одним переговорным столом оказались палестинский, израильский, сирийский и ливанский лидеры.
Теперь новая инициатива – четырехсторонний саммит в Дамаске. Катар выступил посредником при разрешении внутриполитического кризиса в Ливане. На базе соглашений, заключенных в Дохе, между прозападной правящей Коалицией «14 марта» и просирийской оппозицией во главе с партией «Хезболлах»в Ливане после длительного перерыва были избран президент и сформировано коалиционное правительство.
Налаживать отношения с Сирией Франция начала еще в прошлом году. Но из-за проблем с избранием ливанского президента (в противодействии этому снова обвинили Дамаск) сирийско-французский диалог несколько затормозился. Затем достигнутые в Дохе договоренности дали возможность для его продолжения. И уже в Париже Асад и новоизбранный президент Ливана Мишель Сулейман объявили о полном восстановлении дипломатических связей между странами, прерванных почти 30 лет назад.
В свою очередь, Турция играет посредническую роль в непрямых переговорах между Сирией и Израилем. В интервью телеканалу France-3 сирийский президент подтвердил, что соответствующие официальные лица работают над организацией прямого диалога между конфликтующими сторонами. «Сегодня есть возможность для установления мира», – подчеркнул Асад.
Очевидно, задачей Саркози в Дамаске является не только сверка часов по упомянутым вопросам. Парижу, втиснувшемуся в мирное урегулирование на Ближнем Востоке, монополию на которое захватили США, теперь необходимо закрепиться на занятых позициях. И инициатива четырехстороннего дамасского саммита предоставляет для этого отличную возможность.
Свое место в ближневосточном процессе, как известно, пытается искать и Россия. Незадолго до приезда Саркози в Дамаск Асад побывал в Москве и Сочи. Почти одновременно с ним РФ посетил король Иордании Абдалла II. Ожидается прибытие премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта. Недавно в российской столице гостил и глава турецкого правительства Реджеп Тайип Эрдоган. А позавчера в Стамбуле переговоры с министром иностранных дел Турции Али Бабаджаном провел глава МИД РФ Сергей Лавров. Кроме кризиса в Закавказье они обсудили и ситуацию на Ближнем Востоке. Однако, судя по всему, найти подобающее место в этом процессе становится все труднее. Основные треки заняты. А объединительную роль, которую на себя надеялась примерить Москва, предлагавшая в рамках новой ближневосточной конференции рассмотреть эти самые треки в комплексе, сыграть не получается.