В Брюсселе вчера состоялся внеочередной саммит Евросоюза. Его созвал президент Франции Николя Саркози в качестве председательствующего в текущем полугодии в ЕС. При этом повестка дня, в которой значились ситуация вокруг Грузии и дальнейшие отношения Европы с Россией, привлекла широкое внимание к чрезвычайному собранию лидеров 27 стран союза.
Подготовка саммита сопровождалась бурными и острыми дискуссиями в столицах и между столицами стран сообщества. В Праге и Варшаве президенты разошлись во мнениях со своими премьерами. В Хельсинки проблемой стало определение состава делегации. В целом между странами ЕС не было согласия в том, кто развязал войну в Южной Осетии, как относиться к российскому акту признания независимости Южной Осетии и Абхазии, как выстраивать отношения с Россией – ужесточать их вплоть до санкций или продолжать диалог и сотрудничество.
Возможно, Париж даже пожалел, что пригласил глав государств и правительств ЕС собраться во внеочередном порядке в Брюсселе. Ведь едва ли не главной задачей саммита стало достижение хотя бы декларативного консенсуса, который вчера некоторые западные обозреватели охарактеризовали так: «Порицание – России, деньги – Грузии». В связи с этими очевидными трудностями организаторы саммита решили избежать в Брюсселе долгих и жарких дискуссий. На все заседание, начавшееся по московскому времени лишь к вечеру, было отведено только три часа. По нескольку минут на каждого, если бы слова попросили все 27 лидеров.
Накануне в Париже было объявлено, что разговора о санкциях против России на саммите не будет. Премьер-министр Франции Франсуа Фийон в интервью радиостанции Europa-1 не согласился с жесткой позицией США по отношению к России с начала кризиса на Кавказе, считая ее «неэффективной». Он же заявил, что президент Николя Саркози готов снова посетить Москву и Тбилиси, чтобы помочь в разрешении российско-грузинского конфликта. Со своей стороны после встречи с грузинским премьером Лало Гургинидзе, пытавшимся присутствовать на саммите, Высокий представитель ЕС по внешней политике и вопросам безопасности Хавьер Солана также сказал, что санкции – «не тема». Однако они, похоже, стали распространенным увлечением в мире.
Как сообщило РИА Новости, далекая от Кавказа Австралия раздумывает, не пересмотреть ли в связи с событиями на Кавказе соглашение с Россией о поставках урана. О чем заявил в парламенте этой страны министр иностранных дел Стивен Смит, отметив, что при ратификации соглашения надо учитывать не только его условия, «но и последние и продолжающиеся события в Грузии». В дискуссию включилась и отставной госсекретарь США Мадлен Олбрайт. По ее мнению, «если Путин не передумает, надо поискать пути международной изоляции России».
Примечательна берлинская «утечка», слитая вчера журналу Spiegel. По его сведениям, в отделе планирования в МИД ФРГ еще в конце прошлого года был подготовлен документ, предусматривавший различные варианты отношений с Россией. В том числе в случае появления «авторитарно-имперской России» предусматривалось прекращение стратегического партнерства с ней и переход к «холодному миру».
Свое отношение к использованию санкций, правда, в ином направлении, на днях высказал президент РФ Дмитрий Медведев. Отвечая на вопрос российских тележурналистов, он заявил, что не является сторонником санкций, но Москва иногда вынуждена прибегать к ним. Видимо, это «иногда» и имел в виду глава российской дипломатии Сергей Лавров, предложивший вчера ввести эмбарго на поставки оружия Грузии, чтобы ее режим не мог вновь «творить зло».