Министр иностранных дел Италии Франко Фраттини выступил с инициативой проведения в Риме конференции по Кавказу. Он предложил также включить итальянцев в состав наблюдателей ОБСЕ в Грузии. Это свидетельствует о стремлении правительства Берлускони занять более активную, чем вначале, позицию по поводу кризиса в Закавказье.
В момент нападения Грузии на Южную Осетию премьер-министр Италии Сильвио Берлускони отдыхал на Сардинии в своей резиденции Порто Ротондо (в числе гостей там присутствовал и российский промышленник Роман Абрамович). Не проявлял большой активности в это время и министр иностранных дел Франко Фраттини. В то время как президент Франции Николя Саркози и канцлер ФРГ Ангела Меркель сразу после начала конфликта начали лихорадочную политическую активность в связи с конфликтом, итальянские руководители ограничились минимумом шагов. Берлускони пару раз позвонил главе правительства РФ Владимиру Путину по поводу кризиса. Министр иностранных дел Франко Фраттини пропустил встречу министров иностранных дел ЕС по этой теме, ограничившись телефонными звонками своим европейским коллегам.
Теневой министр иностранных дел и один из лидеров оппозиционной Демократической партии (ДП) Пьеро Фассино заявил по этому поводу: «Считаю сумасбродной мысль о том, что можно вести международную политику посредством телефонных звонков и личной дружбы. Не думаю, чтобы Путин занял ту или иную позицию в результате телефонных звонков, рассказанных анекдотов или похлопывания по плечу...»
Известный итальянский историк, профессор-славист Витторио Страда отмечает: «Италия выполняла маргинальные функции – определенно, наше присутствие не было столь непосредственным и очевидным, как участие Франции и Германии».
Сделав должные выводы из критики, Фраттини выступил с некоторыми инициативами на тему разрешения кризисной ситуации на Кавказе, назвав при этом позицию Италии «твердой и взвешенной». В эксклюзивном интервью римской газете Il Tempo Фраттини поддержал инициативу о направлении в зону конфликта миссии наблюдателей ОБСЕ, предложив включить в нее 10 итальянских карабинеров.
Бывший командующий миротворческими силами в Косово итальянский генерал Карло Кабиджозу считает, что это число может быть большим. По его словам, речь идет о 1000–2000 наблюдателей ОБСЕ, в число которых может входить батальон итальянских карабинеров. Кроме того, по словам генерала, Италия способна направить в зону конфликта один военный корабль, который бросит якорь на рейде Черноморского побережья Грузии, пару вертолетов и один военно-транспортный самолет С130. По мнению генерала, батальон карабинеров может быть выделен в рамках Командования Европейской жандармерии, штаб-квартира которой размещается в итальянском городе Виченца. Батальон карабинеров будет выполнять функции полевой жандармерии или военной полиции по поддержанию законности и порядка на местах. Формально Командование Европейской жандармерии не входит в структуру НАТО, и поэтому у России, по словам итальянского генерала, не может быть никаких возражений против участия итальянских карабинеров в операциях по поддержанию мира на Кавказе.
В упомянутом интервью Фраттини нелестно отозвался о президенте Грузии Михаиле Саакашвили: «Его действия были неосторожными, и за это он понесет политическую расплату». Что касается России, то она, подчеркивает министр, является стратегическим партнером для Италии. «Мы не можем позволить себе роскошь потерять Москву», – заявляет глава итальянской дипломатии.
«Это правда, что реакция Путина на провокацию была чрезмерной, однако неправильно заморозить отношения с русскими, – заявил Фраттини. – Необходимо держать в уме Иран и Афганистан, где вклад России в остановку иранской ядерной программы и стабилизацию ситуации в Афганистане является решающим. Было бы также чрезвычайно опасным вступление Грузии в НАТО, если она не сумеет выполнить все условия Договора (о присоединении к НАТО). Внутренний конфликт на территории государства-кандидата является препятствием».
В интервью другой ведущей итальянской газете Corriere della Sera Фраттини подчеркнул, что «Грузия просит у нас то, что мы не можем дать, как, например, самолеты электронной разведки AWACS».
Стремясь перехватить политическую инициативу у Берлина и Парижа, Фраттини вновь выдвинул идею проведения международной конференции по Кавказу в Риме. С идеей созыва подобной конференции в Германии на днях выступила Ангела Меркель, однако Фраттини напоминает, что Италия выдвинула свое первоначальное предложение еще до начала кризиса и тогда же была назначена дата – 13 ноября и получено согласие России и США.
Рим