В Брюсселе вчера прошло экстренное заседание министров иностранных дел стран – членов НАТО. Первая встреча союзников на высоком уровне со времени начала военного кризиса в Закавказье была призвана показать единство Запада перед российским «вызовом». Однако полного единства не получилось.
Первое, что увидели министры по прибытии в штаб-квартиру НАТО, это российские и югоосетинские флаги. Их принесли участники пикета в поддержку России – представители российской и осетинской европейской диаспор, а также прибывшие из РФ активисты молодежных организаций. На заседании, куда была допущена министр иностранных дел Грузии Эка Ткешелашвили, тон задавала госсекретарь США Кондолиза Райс.
Еще по пути в Брюссель она пыталась представить сам факт проведения заседания союзников как «очень четкий сигнал» Москве, направленный на срыв ее «стратегических целей». Однако от попыток изолировать Россию участников предостерег даже в целом близкий по позициям к США министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд.
До этого со стороны «новых членов НАТО» в Восточной Европе прозвучали более опасные призывы. Так, по сообщению мюнхенской Suddeutsche Zeitung, некоторые восточноевропейские страны потребовали от НАТО выполнить просьбу грузинского президента о помощи из восьми пунктов и послать в Грузию свои войска быстрого реагирования.
Заседание свелось, однако, к критике действий России в отношении Грузии как «несоразмерного» применения силы. Члены альянса выражают «глубокое сожаление по поводу применения силы в конфликте между Грузией и Россией». При этом не упоминают, что Тбилиси начал войну с нападения на Южную Осетию.
Союзники выразили поддержку суверенитета и территориальной целостности Грузии и сохранили за ней перспективу вступления в альянс. В итоге было принято совместное заявление, в котором делается упор на поддержку и оказание помощи Грузии. Решено, в частности, создать совместную комиссию Грузия–НАТО, которая для начала должна провести оценку, нанесенную экономике и инфраструктурам этой страны военными действиями. В дальнейшем этот комитет, форму работы которого еще предстоит определить, должен координировать помощь Грузии в восстановлении этих инфраструктур. Кроме того, комиссия будет «контролировать ход процесса, начало которому было положено в Бухаресте». Заявка Грузии на участие в Плане действий по членству в НАТО будет рассмотрена в декабре «с учетом новых событий».
Накануне встречи Вашингтон настаивал, чтобы европейские союзники присоединились к нему и в качестве «первоначальных санкций» против России решили заморозить деятельность Совета Россия–НАТО (СРН), созданного в 2002 году. Как известно, совет является главным форумом и структурой для продвижения диалога России и НАТО. В решениях встречи выражается недовольство состоянием сотрудничества, однако прямых указаний на отказ от СРН нет.
Показательно, что пресс-служба альянса попыталась отменить объявленную ранее пресс-конференцию постпреда РФ при НАТО Дмитрия Рогозина, которая должна была последовать после завершения министерской встречи и выхода к журналистам генсека НАТО. Однако Рогозин заявил, что его встреча с прессой «состоится при любой погоде», и поблагодарил альянс за бесплатную рекламу этого мероприятия.
Что касается расчетов Грузии присоединиться к Плану по доступу к членству в альянсе, то в Европе считают, что нынешние решения не гарантируют, что это решение будет принято. По словам известного французского эксперта по военно-политическим вопросам Арно Калики, европейские страны вряд ли будут спешить с решением такого важного вопроса до прихода в Белый дом в США нового президента (январь 2009 года). Идти на уступки уходящей американской администрации было бы недальновидно.
Серьезную проблему создает и тот факт, что в документах НАТО, предусматривающих критерии расширения, четко указывается, что странам-кандидатам «необходимо урегулировать этнические и внешние территориальные споры мирным путем, прежде чем они станут членами» союза. Дипломаты и эксперты отмечают, что после последних событий вокруг Южной Осетии процесс такого мирного урегулирования этнических и территориальных споров обещает быть непростым и длительным. Как считает Сара Мендельсон, старший научный сотрудник по России и Евразии Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон), «Россия лишила Грузию возможности присоединиться к НАТО, пока Тбилиси не решит свои пограничные споры».
Особую озабоченность у экспертов вызывает и нагнетание напряженности в двусторонних отношениях России и США. Как отмечает Washington Post, на пути в Брюссель Райс впервые заговорила об «усилившейся вызывающей политике России в отношении ряда самых сильных членов НАТО». К проявлениям подобной политики Москвы Вашингтон относит увеличение за последние полгода числа полетов российских бомбардировщиков Ту-95 («Медведей») в «оборонном воздушном пространстве у побережья Аляски». Райс назвала полеты вблизи американских границ российской Дальней авиации, активизацию которой в Вашингтоне связывают с признанием Соединенными Штатами и рядом европейских стран независимости Косово, «очень опасной игрой».
В Брюсселе Райс призвала союзников не допустить реализации Москвой своих «стратегических целей». Они якобы состоят в стремлении ослабить грузинское государство и не дать странам, еще не вступившим в НАТО (в том числе самой Грузии), вступить в альянс. При этом Вашингтон, похоже, сам не прочь вспомнить эпоху «войн чужими руками». Как иначе можно воспринять намерение администрации Буша направить в Грузию ручные противовоздушные комплексы. По данным New York Times, в офисе вице-президента США Ричарда Чейни этого добиваются уже несколько месяцев, однако пока отправка такого вооружения в Грузию наталкивалась на нежелание Райс провоцировать Москву. Однако, по словам чиновника американской администрации, сейчас действия России на Кавказе «даже голубей превратили в ястребов» и ныне Вашингтон «может помочь грузинам лучше защищаться».