Первез Мушарраф, руководивший Пакистаном в течение 9 лет, объявил, что уходит с поста президента. Это решение он вынужден был принять, чтобы избежать импичмента, который готовила правящая партийная коалиция. Генерал лишился поддержки в парламенте, провинциальных ассамблеях и, главное, не оправдал надежды Вашингтона. Поэтому его отставка не вызовет новых политических потрясений в стране.
![]() |
По существу, уход Мушаррафа, бывшего командующего армией и лояльного союзника США в войне с талибами и «Аль-Каидой», был предрешен. Ведь коалиционное правительство, в котором ведущую роль играет партия бывшего премьера Беназир Бхутто, погибшей от рук террористов, подготовило документы для импичмента главы государства. Импичмента требовали и сторонники бывшего премьера Наваза Шарифа.
У Мушаррафа оставались приверженцы в парламенте и провинциальных ассамблеях, но по мере того, как президент, не сумевший справиться ни с террористами, ни с экономическим кризисом, терял популярность, они отвернулись от «сильного человека Пакистана».
В телевизионном обращении к нации генерал защищал свое решение ввести чрезвычайное положение в конце прошлого года, а также военный переворот, совершенный в 1999 году. Он утверждал, что военное правление помогло предотвратить превращение Пакистана в «несостоявшееся государство» и избавило его от надвигавшегося политического хаоса. Мушарраф также заявил, что выдвинутые против него обвинения являются ложными, но «сейчас не время для новой конфронтации». Поэтому он уходит.
65-летний генерал умел сохранять твердость перед лицом смертельной опасности. Он остался невредимым после двух покушений, устроенных исламистами. США вложили 11 млрд. долл. в Пакистан, прежде всего в его вооруженные силы и ожидали от этих инвестиций отдачи. Но союз с Америкой оказался анафемой не только для сторонников религиозных партий. Он был неприемлем и для «базара» – миллионов мелких торговцев, которые во многом определяют политический климат в стране. К тому же армия потеряла более тысячи солдат в боях с талибами. А их базы, расположенные в гористой зоне племен близ границ с Афганистаном, по-прежнему существуют.
Пожалуй, самой серьезной неудачей Мушаррафа стала попытка реформировать медресе – религиозные школы, ставшие рассадником терроризма. Реформа не была доведена до конца, и радикальные муллы, захватившие Красную мечеть в столице, превратили ее в оплот боевиков. В конце концов Мушарраф приказал в июле прошлого года взять мечеть штурмом. Погибло более ста человек. Экстремисты ответили военным новыми нападениями смертников.
Единственным плюсом в истории девятилетнего правления Мушаррафа стало улучшение отношений с извечным соперником – Индией.
Как же пойдет в ближайшее время политический процесс в Пакистане? Этот вопрос мы задали старшему научному сотруднику сектора Пакистана ИВ РАН Ирине Серенко. Она полагает, что уход Мушаррафа с политической сцены не приведет к усилению политической нестабильности. Премьер-министр Пакистана недавно побывал в США и, вероятно, обо всем договорился. Союзники пришли к выводу, что альтернативы отставке нет. Словом, все согласовано. А что касается избрания нового президента, то этот вопрос находится в компетенции парламента и провинциальных ассамблей. Его решение потребует определенного времени.
К этому следует добавить, что по сведениям американского журнала Newsweek в последнее время помощники Мушаррафа поддерживали активные контакты с представителями посольства США. Кроме того, в Исламабаде на днях побывал начальник разведки Саудовской Аравии. В итоге было решено, что Мушарраф после ухода в отставку выедет в эту страну.