Госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что «Россия заплатит» за свои действия на Кавказе. Определять цену Вашингтон намеревается вместе с европейскими союзниками. В преддверии сегодняшнего заседания министров иностранных дел НАТО в Брюсселе Германия заявила, что Грузия станет членом альянса, а Франция пригрозила России «последствиями» в случае, если Москва быстро не выведет войска из Грузии.
Президент Франции Николя Саркози потребовал «незамедлительного» вывода всех российских войск, вошедших в Грузию начиная с 7 августа. В противном случае Саркози на правах президента страны, председательствующей в Евросоюзе, пообещал созвать заседание глав государств и правительств стран ЕС.
Французский ультиматум фактически ставит под вопрос приверженность Парижа выполнению пункта 5 франко-российского плана по урегулированию ситуации вокруг Южной Осетии. Он предполагает отведение ВС РФ на линию, предшествующую началу боевых действий, и то, что до создания международных механизмов российские миротворческие силы примут дополнительные меры безопасности. Как ранее заявлял министр иностранных дел России Сергей Лавров, какие это будут меры, определят сами российские миротворцы на месте. Источник «НГ» в МИД России заявил: «Мы считаем, что наши действия, в том числе на территории Грузии, вписываются в положения (пункта 5). Мы будем там находиться столько, сколько потребуется».
Но на Западе уже проявляют нетерпение в связи с затянувшимся, как там считают, пребыванием российских военных в зоне конфликта. По мнению профессора университета Париж-Ассас Арно Калики, Саркози под возможными последствиями для России имел в виду оказание экономического давления – по крупным контрактам, в первую очередь в сфере энергетики. Так, могут быть временно заморожены меры, призванные открыть европейский энергорынок «Газпрому». По словам Калики, маловероятно, что ЕС согласится направить войска в Грузию.
Президент Франции в своей статье в Le Figaro также отмечает, что европейцы должны решить, было ли вторжение России в Грузию несоразмерным ответом разового характера, или оно свидетельствует о новом ужесточении политики Москвы по отношению к соседям и международному сообществу в целом. Последнее «неизбежно повлияло бы на отношения Москвы с ЕС». В МИД России отрицают факт ужесточения политики к соседям по СНГ. «Мы готовы развивать сотрудничество с ЕС на равноправной основе. Нам это нужно не больше, чем Евросоюзу», - заявил «НГ» российский дипломат.
Как пример нагнетания риторики в адрес Москвы может рассматриваться заявление канцлера ФРГ Ангелы Меркель: «Если Грузия этого захочет, то она станет членом НАТО». Канцлер не называла конкретных графиков. И вряд ли вопрос с членством Грузии прояснится до инаугурации нового президента США в январе 2009 года.
Уходящая администрация Буша пытается выработать «лучший способ наказания России». «Россия заплатит... Грузия восстановится, а вот российская репутация может и не восстановиться», – пригрозила Райс. «Репутация России как потенциального партнера в международных институтах – дипломатических, политических, экономических, безопасности, откровенно говоря, разбита вдребезги», – подчеркнула она. Но одновременно в Белом доме не хотят нанести серьезный ущерб сотрудничеству с Москвой на многих фронтах, отмечает Associated Press. Как признал сенатор Ричард Лугар, США вынуждены работать с Россией по Ирану, проблемам распространения и «целому ряду торговых вопросов».
Анализируя последствия кризиса для России, доктор политических наук, профессор Алексей Богатуров заявил «НГ»: «В значительной степени девальвированы политические и психологические результаты колоссальной работы, которая велась по улучшению отношений РФ с западными странами в последние 20 лет». По его словам, язык ультиматумов в адрес России всегда приводил к ухудшению ситуации. По мнению Богатурова, Запад играет на обострение ситуации, не думая, чем это чревато в долгосрочном плане. «Ухудшение международной обстановки, а речь идет об этом, – это потеря не для российской репутации. Это – потеря для международных отношений и международной системы», – резюмировал он.