На фоне призывов Вашингтона к бойкоту сочинской зимней Олимпиады 2014 года и другим санкциям в отношении России сегодня в город будущих Игр прибывает с кратким рабочим визитом канцлер ФРГ Ангела Меркель. Близость новой горячей точки к месту ее встречи с президентом РФ Дмитрием Медведевым как бы подчеркивает центральную тему переговоров – вопросы урегулирования кризиса в Закавказье.
Саммит в Сочи проходит после внеплановой встречи министров иностранных дел 27 стран ЕС в Брюсселе. Там Германия решительно поддержала шесть принципов урегулирования грузино-югоосетинского конфликта, согласованных между президентом России Дмитрием Медведевым и президентом Франции Николя Саркози.
Однако лидерам ЕС с трудом удалось заручиться согласием с планом всех членов сообщества. В действительности консенсуса ни в оценке причин кавказской ситуации, ни предложенного плана урегулирования и путей его реализации не наблюдается.
Так называемые новые друзья Грузии – Польша и страны Балтии, но и не только они, – требуют разного рода санкций против России, называя ее действия «агрессией против Грузии». Глава польского МИДа Радослав Сикорский потребовал замены российских миротворцев в Южной Осетии. В унисон с британским министром иностранных дел Дэвидом Миллибэндом они ратовали в Брюсселе за выработку Евросоюзом «согласованной жесткой позиции, осуждающей действия России в Южной Осетии». Этому противостояли Франция, Германия, Италия, Словакия, Кипр и ряд других стран. Их довод – сейчас главное закрепить достигнутое перемирие политическими средствами, а не разбираться в том, кто в чем виноват.
Некоторые круги в Берлине высказывали сомнения в целесообразности визита, но бундесканцлерин отвергла их, считая особенно важным поддержание прямого контакта с Россией как раз в сложный период.
Ангела Меркель провела заседание кабинета, которое было посвящено определению позиций перед сочинской встречей. Как заявил официальный представитель правительства Томас Штег, «федеральный канцлер едет не как посредник». В центре внимания будет сложившаяся гуманитарная ситуация.
В немецких дипломатических кругах, как стало известно «НГ», полагают, что на встрече произойдет общий обмен мнениями о кризисе и его последствиях. В разгар военного конфликта официальный Берлин вел себя по отношению к Москве достаточно сдержанно. Меркель и глава МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер созванивались со своими российскими коллегами, обсуждали ситуацию. Но положение бундесканцлерин непростое. Видные представители партий, входящих в ее коалицию, по-разному оценивают ход событий в Южной Осетии и на Кавказе вообще. Христианские демократы обвиняют во всем Россию, социал-демократы называют застрельщиком войны Саакашвили.
Кроме того, Берлин вместе с Парижем вновь подвергается нападкам «новых друзей Грузии» за то, что весной отказали Тбилиси в предоставлении ПДЧ в НАТО. Судя по срочной отправке Бушем госсекретаря США Кондолизы Райс в Париж для обсуждения выработанных принципов урегулирования, Вашингтон намерен воздействовать на европейцев, чтобы их реализация шла в духе «наибольшего благоприятствования» требованиям Саакашвили.
Не исключено, что это тоже может сказываться на подходах Берлина. Ведь немецкая сторона пока избегала оценок ответственности Саакашвили за авантюрную агрессию и гуманитарную катастрофу в Южной Осетии, хотя, несомненно, хорошо знает об этом. Берлин подчеркивает свою неизменную приверженность «суверенитету и территориальной целостности Грузии», а также говорит о «легитимности демократически избранного грузинского правительства». С этой целью на следующей неделе Меркель собирается нанести визит в Тбилиси.
Завотделом ИМЭМО РАН Александр Пикаев так прокомментировал «НГ» ситуацию: «План Саркози станет основой для проекта резолюции и Совете Безопасности ООН, который совместно внесут Франция, Великобритания и Бельгия – страны ЕС, являющиеся в настоящее время членами Совбеза».
«Какое-либо серьезное влияние «тбилисской четверки» (Польша, Латвия, Литва и Эстония) на документ исключено. Во-первых, по процедурным вопросам: ведь теперь он уходит из ЕС и обсуждение в Совбезе будет вестись на уровне отдельных государств, то есть без участия ЕС и соответствующих его членов, настроенных негативно. Во-вторых, влияние этих четырех государств в ЕС весьма невелико, тем более что Польша, крупнейшее из них, расколота между жесткой позицией президента и позицией правительства, которое настроено более конструктивно», – подчеркнул Пикаев.
Он так ответил на вопрос о том, позволяет ли раскол в ЕС России избежать серьезных последствий на международной арене в связи с негативной реакцией на ее действия в Закавказье со стороны ряда европейских государств: «Раскол в ЕС здесь вряд ли что-то изменит, так как Евросоюз не является игроком. Дело в том, что членство России в «большой восьмерке» определяется не ЕС, а европейскими странами, которые являются ее членами, то есть Францией, Германией, Великобританией, Италией. Три из них, насколько можно судить, вряд ли одобрят подобный шаг. Польша, тем более Прибалтийские государства, здесь играют малую роль». Однако, по словам эксперта, затянуть вступление России в ВТО может любая страна, в том числе США, вне зависимости от позиции ЕС.
«Хотя ЕС тут мог бы сыграть определенную роль, поскольку именно Евросоюз может пострадать от такого решения. Дело в том, что Россия в торговле с ЕС руководствуется на временной основе правилами ВТО, и если проблема с ВТО встанет, а, судя по всему, она уже встала, то, наверное, странам ЕС придется готовиться к росту тарифов. Это, конечно, ударит по ним достаточно сильно. И они смогли бы настаивать на том, чтобы США изменили свою позицию», – сказал собеседник «НГ».
Главный вопрос, по мнению эксперта, это судьба Плана действий по членству в НАТО (ПДЧ) для Тбилиси. «Решатся ли американцы сейчас форсировать этот вопрос на встрече глав МИД НАТО? Противники (предоставления Грузии ПДЧ) будут указывать на то, что они были правы, что Грузия действительно не готова к этому шагу. Сторонники, например США, будут указывать на «российскую агрессию», как на аргумент в пользу вступления, скорейшего предоставления ПДЧ. В принципе ни у Франции, ни у Германии, а их поддержала почти половина натовских государств, причем это реально европейские страны, а не бывшие государства Варшавского договора, оснований на то, чтобы идти на уступки администрации Буша, в общем-то нет». По мнению Пикаева, решать важный вопрос ПДЧ для Грузии европейцам выгоднее уже с новой администрацией в Вашингтоне, чтобы включить его в более широкую повестку дня.
Как разъяснил «НГ» Тома Гомар, руководитель программы «Россия/Новые независимые государства» во Французском институте международных отношений (Париж), особенность нынешнего кризиса в Закавказье заключается в том, что Евросоюз добился участия в его урегулировании. Эксперт полагает, что это удалось во многом благодаря тому, что в ЕС в этом полугодии председательствует Франция, у которой установились хорошие отношения и с Москвой, и с Тбилиси.
«Евросоюз – это сложная политическая конструкция, которая функционирует на основе консенсуса, но при этом всегда раздаются голоса несогласных стран-членов, – считает эксперт. – Действительно, со стороны стран Балтии и Польши всегда наблюдается стремление выступить с жесткой критикой в отношении Москвы. В их глазах военная операция России на Южном Кавказе – это форма проявления империализма. Но в других европейских столицах такое видение ситуации не слишком разделяют, там считают, что вина лежит на всех сторонах конфликта. Хотя в Евросоюзе, безусловно, были удивлены диспропорциональным применением силы российскими вооруженными силами».