В четверг истекает срок действия мандата международных миротворцев, размещенных в суданской провинции Дарфур. Однако его продление остается под вопросом из-за серьезных разногласий между постоянными членами Совбеза ООН, возникших в связи с запросом в Международный уголовный суд о выдаче ордера на арест президента Судана Омара аль-Башира.
Раскол в СБ ООН случился из-за того, что в понедельник ЮАР и Ливия, поддержанные Россией и Китаем, потребовали включить параграф о приостановке любых действий МУС в отношении аль-Башира в резолюцию о продлении мандата миротворцев в Дарфуре. Против подобного решения выступили США, Франция и другие западные страны, которые настаивают, чтобы вопросы проведения миротворческой операции и судебного преследования суданского лидера решались по отдельности.
Проблемы возникли в связи с тем, что согласно параграфу 16 статута МУС, СБ ООН имеет право отложить на год проведение расследований судом или выдвижение обвинений. ЮАР и Ливия, которые фактически выражают мнение Африканского союза и Лиги арабских государств, объясняют свое стремление задействовать параграф 16 обеспокоенностью в связи с тем, что действия прокурора МУС в отношении аль-Башира могут повредить усилиям по прекращению конфликта в Дарфуре. Россия и Китай разделяют эти опасения.
Между тем, представитель США в ООН Залмай Халилзад заявил, что судьба миротворческой миссии в Дарфуре «не должна становиться заложником» проблемы аль-Башира. В свою очередь, посол Судана в ООН Абдельмахмуд Абдельхалем назвал слова Халилзада оскорблением для всей Африки. «Это не Судан требует применения параграфа 16, а Африка. Это публичное оскорбление для всего континента», – подчеркнул представитель Хартума.
Голосование по резолюции запланировано на сегодня, однако, по сведениям Reuters, оно может быть перенесено на четверг. Сейчас в дипломатических кругах обсуждается несколько компромиссных вариантов документа, которые должны помочь урегулировать возникшие разногласия и обеспечить своевременное продление мандата миротворцев. В резолюцию может быть включен параграф, в котором бы говорилось, что СБ следует приостановить действия МУС в отношении аль-Башира, или что обвинения в адрес президента Судана подорвут мирный процесс. Может случиться и так, что опасения Африканского союза и ЛАГ просто будут упомянуты в тексте резолюции.
Напомним, что 14 июля главный прокурор МУС Луис Морено-Окампо обратился к суду с просьбой выдать одер на арест президента аль-Башира по обвинениям в совершении военных преступлений, преступлений против человечности и геноциде негроидных племен в Дарфуре.
Конфликт на западе Судана вспыхнул в 2003 году, когда местное негроидное население восстало против центрального правительства в Хартуме. За годы противостояния в результате действий суданской армии и милиции «Джанджавид», состоящей из представителей кочевых арабских племен, погибло более 200 тыс. человек и около 2,5 млн. стали беженцами. Наблюдатели отмечают, что боевые действия в Дарфуре сопровождались голодом, резней мирного населения, грабежами и массовыми изнасилованиями женщин.
В июле 2007 года Совбез ООН санкционировал проведение совместно с Африканским союзом миротворческой операции в Дарфуре. В настоящее время там находятся свыше 9 тыс. военных и полицейских ООН, которые следят за выполнением мирного соглашения, подписанного в мае 2006 года, содействуют оказанию гуманитарной помощи и обеспечивают безопасность гражданского населения. Одна из первоочередных задач миротворцев – охрана конвоев с гуманитарной помощью и продовольствием для голодающих беженцев, которые регулярно подвергаются нападениям и разграблению.