Если замолчат политики, могут заговорить орудия.
Фото автора
Сегодня в Никосии пройдет встреча президента Республики Кипр Димитриса Христофиаса и президента непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) Мехмета Али Талата. Лидеры греко-кипрской и турко-кипрской общин должны дать старт всеобъемлющим переговорам по урегулированию проблемы острова, разделенного с 1974 года на две части. Мехмет Али Талат ответил на вопросы «НГ».
– Господин Талат, что вы ожидаете от встречи с президентом Республики Кипр Димитрисом Христофиасом?
– С момента избрания Димитриса Христофиаса у нас состоялось три официальные встречи. Мы согласовывали общие формулировки. Переговоры планировалось начать еще 21 июня. Предшественник Христофиаса – Тассос Пападопулос – даже кофе отказывался пить с турецко-кипрским лидером. А нынешний лидер садится со мной за один стол, хотя переговорный процесс по-прежнему тормозится. Если Христофиас действует так из-за внутриполитической ситуации – я могу это понять. Но если это проявление злого умысла – тогда кипрское урегулирование невозможно.
На предыдущих встречах мы учредили рабочие группы и технические комитеты. Рабочие группы занимаются основными вопросами кипрского урегулирования. Они указывают на согласованные моменты и пункты, по которым сохраняются разногласия. Именно они обсуждают вопросы разделения власти, будущего законодательной системы острова, его политическое устройство. Технические комитеты занимаются повседневными проблемами населения острова – перемещением людей, взаимодействием сторон в случае природных бедствий, облегчением доступа машин «скорой помощи», вопросами экологии. Мы должны одобрить доклады технических комитетов. После этого мы сможем рассмотреть наработки рабочих групп, чтобы приступить к полномасштабным переговорам, надеюсь, в сентябре. Возможно, что мы решим проблему к концу года. Однако греки-киприоты не торопятся. Мы заявляли, что следовало бы разрешить проблему до конца года. Но на южной части ждут намеченного на следующий год рассмотрения заявки Турции на вступление в Евросоюз. Они надеются, что Анкаре придется пойти на некоторые уступки.
– Сохраняется ли актуальность плана урегулирования Кофи Аннана?
– Наши предложения основываются на плане Аннана. Он насчитывает около 9 тысяч страниц, и мы считаем его всеобъемлющим планом урегулирования. Однако греки-киприоты о плане Аннана и слышать не хотят. Но это – единственный существующий план, и альтернативы ему нет. У греков-киприотов нет серьезной мотивации спешить с урегулированием – их признает весь мир, они члены ООН, Евросоюза┘ Они не потеряют ничего, если мы не найдем решения. От урегулирования они также немногое выиграют – население будет чувствовать себя в безопасности, а руководство республики улучшит свой международный имидж. Однако Христофиас выступает против разделения острова. Если нам сейчас не удастся найти решения, разделение может лишь укрепиться.
– Каким вы представляете себе единое государство на Кипре?
– Мы заявили, что поддерживаем урегулирование на основе двухобщинного, двухзонального государства, причем оба народа должны быть политически равны. Это будет партнерское государство, федерация.
– Как оно будет называться?
– Время покажет.
– Как вы оцениваете позицию Москвы по кипрскому вопросу и есть ли в северной части острова российские инвестиции?
– Российских инвестиций в Северном Кипре практически нет. По крайней мере они крайне невелики. Однако в южной части острова российские инвестиции действительно большие. Почему наши отношения с Россией не так хороши, как нам хотелось бы? Причина – в препятствиях, которые чинят греки-киприоты. Россия и греки-киприоты поддерживают традиционные культурные и религиозные связи. Православие лишь упрочило взаимодействие и солидарность этих народов. Когда Кипр был британской колонией, хотя коммунизм был запрещен, греческая часть острова поддерживала коммунизм. Поэтому греков-киприотов и СССР связывали тесные отношения. Многие греки-киприоты получили образование в СССР или соцстранах. Сам Христофиас учился в Москве. Недавно на веб-сайте РПЦ появилось сообщение о визите греко-кипрского архиепископа в Москву по приглашению Русской православной церкви. И греко-кипрский архиепископ заявил, что РПЦ помогла отвергнуть план Аннана благодаря своему взаимодействию с Путиным. Неоднократно российские представители открыто выступали в поддержку греков-киприотов. Министр Лавров посещал Кипр и не заехал на северную часть острова, был очень воодушевлен и заявил, что северная часть оккупирована (Турцией. – «НГ»), – такого Россия никогда прежде не говорила. То, что мы называем освобождением, Россия характеризует как оккупацию.
Никосия–Москва