Бывший лидер боснийских сербов Радован Караджич будет самостоятельно защищать себя в Международном трибунале по бывшей Югославии, о чем сообщил его адвокат Светозар Вуячич. Как ожидается, Караджич, арестованный в Сербии в минувший понедельник, будет выдан в Гаагу в конце нынешней или начале следующей недели. В Белграде, где во вторник имели место беспорядки, вызванные известием об аресте Караджича, вчера не было зафиксировано серьезных инцидентов на этой почве. Тем временем западные страны все активнее призывают власти Сербии к аресту бывшего командующего армии боснийских сербов Ратко Младича.
Решив защищать себя самостоятельно, Караджич пошел по стопам экс-президента Югославии Слободана Милошевича и бывшего лидера Сербской радикальной партии Воислава Шешеля, также отказавшихся от услуг адвокатов в Гааге. Однако это вовсе не означает, что Караджич не будет получать помощи со стороны. Как и у покойного ныне Милошевича и Шешеля, у бывшего лидера боснийских сербов немало сторонников, которые могут переправить в Гаагу необходимую документацию. Кроме того, не стоит исключать, что Караджич готовился к процессу, видя, какая участь постигла некоторых его высокопоставленных единомышленников. Как бы там ни было, в Сербии на Караджича будет работать команда юристов и экспертов, о чем сообщил его адвокат.
«Самозащита» в Гааге, разумеется, не дает юридических преимуществ. Тем более Караджичу, который в отличие от Милошевича и Шешеля не является юристом (он – психиатр). Вместе с тем у избравших подобный путь есть шанс заработать политические очки. Ведь защищая себя самостоятельно, обвиняемый получает возможность много говорить. Не стоит сомневаться, что Караджич будет пытаться произносить зажигательные речи и обличать трибунал, основные процессы которого широко освещаются в СМИ. И хотя сам Караджич уже не является политическим деятелем, разбирательство в Гааге будет лить воду на мельницу сербских националистов как в Сербии, так и Боснии. В связи с этим стоит вспомнить, что начало суда над Милошевичем и Шешелем сопровождалось ростом популярности обоих деятелей.
Процесс над Караджичем, дело которого ограничивается войной в Боснии и Герцеговине (1992–1995), позволит получить более реальную картину происходивших событий, чем, скажем, процессы, касающиеся косовского конфликта (1998–1999). В данной ситуации не возникнет особых проблем со свидетелями обвинения или защиты – ни с их количеством, ни с их качеством. В случае с Косово это действительно серьезная проблема, поскольку свидетели-албанцы боятся мести со стороны бывших боевиков Освободительной армии Косово, что сказывается на их готовности выступить перед трибуналом и содержании показаний. Убийство ряда свидетелей-албанцев подтверждает обоснованность этих опасений.
Пока же Караджичу предстоит ознакомиться со своим делом, приняв во внимание тот факт, что за последние годы был вынесен целый ряд обвинительных вердиктов в отношении лиц, с которыми он был связан. Максимальная мера наказания, которая грозит бывшему лидеру боснийских сербов, обвиняемому в геноциде, – пожизненное заключение.
Пресс-секретарь Международного трибунала по бывшей Югославии Нерма Желачич заявила, что Караджичу будет обеспечен справедливый суд. «За прошедшие 15 лет нашей работы мы обеспечивали справедливое рассмотрение дела всем обвиняемым. Поэтому мы можем гарантировать такое же отношение и к Радовану Караджичу», – сказала она в интервью Радио ООН. Однако сам обвиняемый такому обещанию вряд ли поверит.
Между тем в самой Сербии и за ее пределами продолжают спорить о необходимости выдачи Караджича в Гаагу и его деяниях. Интернет-форумы переполнены самыми разными оценками. Если одни называют его «героем», то другие – преступником, сколотившим миллионы на сербской трагедии, или даже нацистом. Иные задаются вопросом, какую ответственность должны понести руководители Сербии, столь долго укрывавшие Караджича и прочих «военных преступников». Некоторые любопытствуют, почему президент Сербии Борис Тадич и другие высокопоставленные лица до сих пор не высказались по поводу ареста. Наиболее практичные граждане призывают положить конец спорам о событиях прошлых лет и сосредоточиться на экономическом развитии страны, отставшей от реформ из-за войн и изоляции.
И конечно же общественным вниманием не обойден Ратко Младич, который, как установлено, также укрывается на территории Сербии. «Посмотрите, не преподает ли Младич в Военной академии и не живет ли он случайно в доме Воислава Коштуницы (бывший премьер-министр Сербии)», – иронизирует один из посетителей форума радиостанции Б-92, имея в виду, что Караджич открыто работал в одной из клиник, и намекая на то, что беглец находился под защитой правительства...
Тем временем западные страны все активнее призывают Сербию арестовать Ратко Младича. Например, постпред США при ООН Залмай Халилзад сказал, что Вашингтон доволен поимкой Караджича и надеется, что Младича вскоре постигнет та же участь. Франция, которая в этом полугодии председательствует в Европейском союзе, заявила, что ЕС ожидает новых арестов. Москва, критикующая гаагский трибунал с момента его создания, с подобными призывами не выступала, однако ее официальные заявления свидетельствуют о том, что она предпочитает максимально дистанцироваться от конкретных «военных преступников».
Предполагается, что у Младича сохраняются тесные связи с сербской армией, и поэтому его арест может стать крайне сложной задачей. В то же время Белград прозрачно намекает, что готов к дальнейшему выполнению своих обязательств перед МТБЮ. Глава МИД Сербии Вук Еремич заявил, что арест Караджича подчеркивает, насколько велико желание страны стать членом Евросоюза. «Недостаточное взаимодействие с гаагским трибуналом до сих пор являлось важным препятствием для Сербии на пути к европейской интеграции. Сейчас мы продемонстрировали свое желание и намерение устранить это препятствие», – сказал Еремич. Не исключено, что за словами последуют и дела.