Парламент Франции одобрил одну из самых важных реформ президента Николя Саркози. С перевесом в один голос депутаты и сенаторы поддержали в понедельник изменения в Конституции, согласно которым расширяются права законодательной власти в ущерб исполнительной. Эксперты положительно оценили гамбит французского лидера.
Новые поправки в Конституцию Франции были одобрены сенаторами и депутатами на объединенном заседании в Версале с перевесом в один голос. Из 896 законодателей 539 высказались «за», 357 – «против». Таким образом, президенту Николя Саркози удалось обеспечить необходимые для исправления Основного закона страны три пятых голосов депутатов и сенаторов. Конституционную реформу Саркози поддержали прежде всего депутаты правящей пропрезидентской партии «Союз в поддержку народного большинства», а также центристы. Главная оппозиционная партия – Социалистическая – почти в полном составе проголосовала против вместе с коммунистами и «зелеными». Единственным социалистом, голос которого и сыграл решающую роль в одобрении поправок, оказался депутат Жак Ланг.
«Для Саркози это большая моральная победа. Он обязался провести частичную ревизию Конституции еще в предвыборную кампанию и сдержал слово», – прокомментировал итоги голосования в интервью «НГ» руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский. Принятые поправки расширяют права парламента – то, чего добивалась нынешняя левая оппозиция несколько десятков лет, последовательно критикуя действующую Конституцию генерала Шарля де Голля. Президент перехватил у оппозиции выгодные лозунги, получив козырь в объяснении с общественностью в связи с упреками, будто он слишком много на себя берет. Теперь хозяин Елисейского дворца сможет показать, что он не единовластный правитель. Ведь сама идея реформы подавалась как смягчение всевластия президента. «Это был ловкий ход», – считает эксперт.
Реформа предусматривает ограничение пребывания на посту президента двумя пятилетними сроками. Глава государства лишается права на предоставление коллективного помилования, но получает возможность выступить перед обеими палатами парламента, что было запрещено с целью разделения законодательной и исполнительной власти с 1875 года. Парламенту разрешается самостоятельно определять половину своей повестки дня, а это с 1958 года делало только правительство. Ограничиваются возможности правительства проводить свои законопроекты без обсуждения. Парламент также получит право вето на назначения, произведенные президентом. Вопрос о дальнейших потенциальных расширениях ЕС может выноситься на референдум.
Оппозиция выступила против реформы, заявив, что она обеспечивает «единоличную» власть президента. Все контраргументы левых, правда, основываются на нынешнем доминировании правых на всех уровнях власти. Так, выступление перед объединенным заседанием парламента может превратиться в саморекламу президента и его программы, которой будет аплодировать правое большинство, считают левые. А увеличение числа назначенцев правительства в Высшем совете магистратуры, призванном совместно с президентом гарантировать независимость судебной системы, оценивается как посягательство на беспристрастность суда. «Действительно, такая реформа дает возможность правящему в данный момент правому большинству воздействовать на судебную власть», – сказал Юрий Рубинский.
Социалист Франсуа Миттеран, называвший Конституцию де Голля «перманентным государственным переворотом», став президентом, в полной мере пользовался ею.