«Шестерка» мировых держав, занятых урегулированием кризиса вокруг иранского ядерного досье (РФ, США, КНР, Великобритания, Франция и Германия), высказала некоторые схожие позиции с Тегераном. Во всяком случае, так считает руководство самой Исламской Республики. Однако при этом выполнять главное требование Совета Безопасности ООН – прекратить обогащение урана – Иран по-прежнему не собирается.
В минувшие выходные официальный представитель иранского правительства Голямхосейн Эльхам заявил, что Тегеран готов к переговорам только при условии соблюдения его законных прав на развитие мирного атома. Его слова стали первым комментарием к ответу иранцев на обновленный пакет стимулов «шестерки», призванный убедить Исламскую Республику отказаться от тех ядерных работ, которые, как считают члены «шестерки», могут нести военный характер.
«В нашем ответе мы подчеркнули, что переговоры будут вестись только по общим позициям в двух пакетах», – сказал Эльхам, напоминая о том, что Тегеран недавно также составил и передал мировым державам свои предложения о выходе из кризиса. Это тоже обновленный вариант ранее сформулированного документа, направленного на рассмотрение «шестерки». Напомним, что последний пакет «стимулов» был передан иранской стороне лично высоким представителем ЕС по внешней политике и безопасности Хавьером Соланой в середине июня. Новый раунд его переговоров с иранцами должен пройти до конца текущего месяца.
Пока же члены «шестерки» заняты активными консультациями с целью выработки общей позиции по ответу Ирана. Обмен мнениями, в частности, состоится и по линии открывающегося сегодня в Японии саммита «большой восьмерки». Так, ядерное досье станет одной из ведущих тем и на двусторонней встрече президента США Джорджа Буша с его российским коллегой Дмитрием Медведевым, запланированной в рамках саммита.
По состоянию на воскресенье мировые державы воздерживались от официальных комментариев по содержанию иранского ответа. Вашингтон прямо заявил, что выскажется только после консультаций с партнерами по «шестерке». Однако, судя по тому, что Тегеран не намерен отказываться от обогащения урана, каких-либо прорывов ожидать не приходится. С другой стороны – сохраняется общая готовность к продолжению диалога.
Тем временем не прекращается и обмен угрозами. Недавние военные учения израильских ВВС вызвали спекуляции о том, что Израиль готовится к воздушному удару по ядерным объектам Ирана. Это фактически совпало со сменой командующего пятым флотом ВМС США, базирующимся в Персидском заливе. Новым командующим стал Уильям Гортни, командовавший кораблями во время вторжения в Ирак в 2003 году.
Признаки военных приготовлений вызвали жесткую реакцию со стороны Исламской Республики. Главнокомандующий армией Ирана генерал Хасан Фирузабади пригрозил перекрыть Ормузский пролив. «Блицкригом» в заливе пригрозил и командующий Корпусом стражей Исламской революции Мохаммед Али Джафари. «Стражи снабжены наиболее передовыми ракетами, способными ударить по вражеским кораблям с фатальными последствиями для них», – предупредил он. В случае такого сценария экспорт нефти из региона практически будет парализован.
Получение реальных гарантий безопасности – ключевая задача Тегерана. Некоторые наблюдатели не исключают, что Иран даже согласится на вариант «замораживание в обмен на замораживание», если, например, удастся наладить дипломатические отношения с США хотя бы на низком уровне. На возможность открытия секции американских интересов в иранской столице в июне уже намекал Госдепартамент. Упомянутая схема замораживания подразумевает приостановку обогащения урана в обмен на прекращение действий санкций на время переговорного процесса.