Уже второй месяц потери международных сил в Афганистане превышают потери коалиционных войск в Ираке. В июне иностранные военные в Афганистане понесли самые тяжелые потери с момента свержения режима талибов в 2001 году.
По официальным данным, за прошедший месяц в Афганистане было убито 46 иностранных военных, что составляет 40% всех потерь в этой стране за текущий год (122 человека). Наблюдатели отмечают, что второй месяц подряд число жертв в Афганистане выше, чем в Ираке. Согласно данным Би-би-си, в Ираке в июне погиб 31 солдат, хотя численность иностранного контингента в этой стране вдвое больше. Главной причиной гибели иностранного военного персонала в Афганистане в эти месяцы стали фугасы, закладываемые боевиками движения «Талибан» в местах движения армейских автоколонн или патрулей.
Представители сил НАТО объясняют рост потерь в Афганистане увеличением численности международного контингента в этой стране и наращиванием интенсивности боевых действий. В настоящее время в этой стране находятся 38 тыс. солдат НАТО и 25 тыс. военнослужащих США. При этом Пентагон в связи со сложной обстановкой в стране рассматривает возможность увеличения контингента до 30 тыс.
Газета New York Post пишет, что американские военные и в Кабуле, и в Вашингтоне считают численность коалиционных сил в Афганистане слишком низкой.
В последнее время активность боевиков возросла, они стали действовать более дерзко и сумели установить контроль над рядом районов на юге и востоке Афганистана. Например, в июне талибы атаковали тюрьму в Кандагаре и организовали побег около 900 заключенных. Би-би-си приводит слова одного из американских командиров в Афганистане генерал-майора Джеффри Шлоссера, который констатировал, что в июне нападения на международные силы происходили на 40% чаще по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Согласно опубликованному на прошлой неделе докладу Министерства обороны США, в Афганистане сейчас существует два очага сопротивления силам международной коалиции: на юге, в Кандагаре и его окрестностях, и на востоке страны – на границе с Пакистаном.
Отряды талибов в восточных районах Афганистана нередко действуют с территории Пакистана, получают оттуда снабжение, прячутся там от правительственных войск и международных сил. Именно возможность укрыться в зоне племен на западе Пакистана является, по мнению Пентагона, самым существенным фактором, способствующим росту активности афганских мятежников. Другая важная причина увеличения потерь в Афганистане в последние месяцы – наступление теплого времени года. Боевые действия в этой стране носят достаточно ярко выраженный сезонный характер. Зимой, особенно в горах, очень суровые погодные условия, поэтому боевые действия не отличаются высокой интенсивностью, зато ближе к лету боевики заметно активизируются.
Американские военные сейчас исходят из того, что в предыдущие месяцы мятежникам удалось перегруппироваться, восстановить силы, и следует ожидать дальнейшего роста числа нападений на силы международной коалиции и различные объекты.
Заведующий сектором Афганистана Института востоковедения РАН Виктор Коргун рассказал «НГ», что интенсивность боев стала нарастать еще весной и обстановка остается очень напряженной. По его словам, одной из причин такого развития событий является то, что НАТО и президент Афганистана Хамид Карзай, оказавшись в тупиковой ситуации, стали пытаться начать диалог с талибами, которые восприняли это как проявление слабости и усилили нажим. «В то же время новое правительство Пакистана пошло на переговоры с местными талибами и заключило с ними соглашение. Талибы опять же посчитали, что пакистанские власти показывают свою слабость и у них развязаны руки», – пояснил эксперт.
Собеседник «НГ» подчеркнул, что правительству Карзая сейчас нужно договориться хотя бы с частью талибов о прекращении военных действий, чтобы выиграть время для завоевания поддержки населения. «Сейчас нужно обеспечить хотя бы минимум безопасности населения, помочь ему экономически. Натовцам следует переключить внимание с военных действий на восстановление страны, перенаправить в это русло финансовые вливания», – отметил Коргун. Он добавил, что «талибы неоднородны и с частью из них можно договориться о перемирии, их можно банально перекупить, поскольку часто люди идут к талибам от безработицы и от голода».