США намерены увеличить масштабы тайных операций в Иране с целью дестабилизировать правящий режим. Об этом стало известно после того, как в американские СМИ просочилась информация о содержании секретной директивы президента Джорджа Буша. По словам юристов, действия Вашингтона могут квалифицироваться как покушение на основополагающие принципы международного права.
В статье известного журналиста-расследователя Сеймура Херша, опубликованной в журнале New Yorker, сообщается, что в конце 2007 года Конгресс одобрил запрос президента Джорджа Буша о выделении на тайные операции в Иране 400 млн. долл.
Эти средства предполагается использовать для ведения шпионажа за ядерной программой Исламской Республики и оказания тайной поддержки силам, выступающим против правящего в стране духовенства. По утверждению автора статьи, Вашингтон намеревается спровоцировать власти ИРИ на активные меры по подавлению инакомыслящих, а это дало бы предлог для военного вмешательства.
Администрация Буша отрицает, ЦРУ не комментирует
С прошлого года американские Силы специальных операций, дислоцированные в южном Ираке, осуществляют трансграничные рейды на территорию Ирана, в ходе которых похищают для допросов военнослужащих элитного подразделения «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции или уничтожают различные цели в рамках войны с терроризмом, объявленной Джорджем Бушем, говорится в статье. В текущем году имело место также расширение операций ЦРУ на территории Исламской Республики.
Статья в New Yorker вызвала реакцию со стороны чиновников администрации США. Они отрицают, что американские силы были вовлечены в операции на территории Ирана. В ЦРУ и пресс-службе комитетов по разведке Конгресса отказались комментировать сообщения СМИ, ссылаясь на режим секретности.
По словам юристов-международников, если сообщение Херша соответствует действительности и есть подтверждающие документы, подобная деятельность Вашингтона является покушением на основополагающие принципы международного права – в частности, на принцип невмешательства во внутренние дела государства. Это также покушение на политическую независимость страны, поскольку речь идет о расшатывании основ ее государственной власти, какой бы эта власть ни была несимпатичной. Поэтому данная деятельность выходит за пределы озабоченности ядерной программой Ирана. А к каким тяжелым последствиям это может привести, известно на примере Ирака.
Перспективы свержения режима пока нулевые
Между тем о планах Вашингтона в отношении иранского режима можно судить по докладу, подготовленному в январе текущего года Исследовательской службой Конгресса. Ее специалисты отмечают, что по сравнению с 2006 годом американские официальные лица стали больше говорить не о немедленной «смене режима» в Иране, а о том, чтобы с помощью программ по продвижению демократии добиться политической эволюции в этой стране. В 2008 году на эти цели было выделено из бюджета 60 млн. долл.
Тем не менее в докладе указывается, что ряд высокопоставленных чиновников президентской администрации, в том числе вице-президент Ричард Чейни, полагают, что только немедленная смена режима в Иране позволит уменьшить угрозу, которая исходит от Исламской Республики. Исследователи также отмечают (как и автор статьи в New Yorker), что, по данным независимых источников, президент Джордж Буш санкционировал проведение секретных операций по дестабилизации иранского режима. Косвенным подтверждением этой информации, по мнению специалистов Исследовательской службы, является усиление публичной критики в адрес Ирана по теме соблюдения прав человека, финансовая поддержка демократических сил в Иране, заметный рост дипломатической активности и увеличение числа сотрудников Госдепартамента, задействованных в «иранских» проектах.
Алексей Богатуров, замдиректора Института международной безопасности, назвал шансы на смену режима в Иране нулевыми. «Это государство пока не достигло стадии внутреннего старения. Сейчас в стране могут образоваться интересные внутренние процессы независимо от происков США. Речь будет идти не о демократизации Ирана, а о том, какая из версий – более радикальная или более гибкая – в отношении США и других западных стран будет преобладать», – сказал эксперт в интервью «НГ». По его словам, если американцы вмешаются в этот процесс, они лишь увеличат шансы радикалов продолжить жесткую линию.
Доктор Уолтер Пош, старший научный сотрудник Института исследований безопасности Европейского союза (Париж), в свою очередь, прокомментировал «НГ» перспективы смены власти в Иране за счет усилий извне. «Непросто избавиться от режима, который настолько децентрализован. В нем есть несколько центров силы и нет однопартийного правления, здесь представлены и радикалы, как Ахмадинежад, и умеренные, например, Хатами», – сообщил эксперт. Пош также отметил, что американцам не на кого опереться при смене режима. Так, светские либералы не обладают большим влиянием и не пользуются широкой общественной поддержкой. Кроме того, в Иране мало кто доверяет американцам, не в последнюю очередь из-за войны в Ираке. По словам собеседника «НГ», выбор у американцев невелик. «Надо либо дать оружие тем, кто связан с «Аль-Каидой» в Белуджистане, или союзникам Курдской рабочей партии в Курдистане. Поддержка «Муджахедин-э-хальк» («Народных муджахединов») в Иране сомнительна, и эта группа больше похожа на секту, чем на политическое движение. Наконец, следует ли развалить Иран, противопоставляя какие-то региональные силы мощи Тегерана? Этот вариант также крайне опасен. Так что выбор у американцев плохой», – сказал Пош.