Российско-германский газовый проект Nord Stream («Северный поток») вызвал немало споров в Европе прежде всего из-за позиции ряда прибалтийских государств. Газопровод, который должен соединить побережье России под Выборгом с берегом Германии в районе Грайфсвальда, вступит в строй в 2011 году. В интервью «НГ» управляющий директор акционерного общества Nord Stream Маттиас Варниг рассказал о том, как будет реализовываться проект и отверг критику, звучащую в адрес России и Германии.
– Господин Варниг, ведущие политики ЕС и представители оппозиционных партий Германии придерживаются мнения, что Nord Stream – слишком дорогой проект. Они считают, что проложенная по суше труба потребовала бы намного меньше строительных затрат. Как вы отвечаете таким скептикам?
– Тщательно проведенные научные исследования показывают, что Nord Stream по сравнению с трубопроводами, проложенными по материковой части, обладает ярко выраженными экологическими, техническими и экономическими преимуществами. Хотя он сначала и требует относительно высоких инвестиционных затрат, однако издержки по его эксплуатации небольшие. Если вы примете во внимание все затраты, то увидите, что Nord Stream за 25 лет эксплуатации окажется на 15% выгоднее, чем соответствующий материковый трубопровод. При прокладке подобной линии по суше нам бы потребовалось пять компрессорных станций, чтобы поддерживать постоянное давление в трубе. Это вызвало бы дополнительные затраты на оплату персонала, на проведение гарантийных работ и повысило бы энергоемкость.
– По последним сведениям, Nord Stream будет стоить восемь вместо изначально запланированных 4,5 миллиарда евро. В Германии это вызывает неудовольствие, ведь все затраты в конечном счете будут возмещены из кармана потребителя. Разделяете ли вы эти опасения?
– По данным ведущего научно-исследовательского института Global Insight, потребность в импорте газа в Европейский союз к 2015 году вырастет где-то на 200 миллиардов кубометров и достигнет 550 миллиардов кубометров в год. Nord Stream инвестирует 7,4 млрд. евро именно для того, чтобы предотвратить грозящие перебои в импорте газа в ЕС. Вообще, диверсификация транспортных путей ведет к сбалансированной конкуренции, таким образом оказывая положительное влияние на формирование европейских цен на газ. Поэтому инвестиции, которые Nord Stream вкладывает в строительство газопровода, не повлияют на последующую цену на газ в Европе.
Решение о строительстве газопровода по дну Балтийского моря было принято абсолютно продуманно, после тщательного рассмотрения. С экономической точки зрения, так же как и с экологической и технической, Nord Stream – эффективное решение задачи по обеспечению Европы российским газом.
– Не секрет, что цены на составляющие трубопровода, а это, естественно, прежде всего – трубы, которые делаются из стали, повысились. Означает ли это, что издержки будут, по всей вероятности, повышаться и дальше?
– Мы уже заключили договоры с поставщиками стальных труб. Мы ожидаем, что вскоре будут подписаны договоры и по прокладке труб. Это – солидная основа для нашего финансового планирования. Формирование цен на сталь предусматривается при расчете всех издержек. Также и дополнительные расходы на поддержание стандартов безопасности и защиту окружающей среды уже учтены в наших планах.
– Эксперты опасаются, что имеющихся в распоряжении запасов российского газа не хватит, чтобы заполнять эти трубы. Если такие прогнозы сбудутся, что вы будете делать?
– Nord Stream будет использовать запасы с полуострова Ямал, из Южнорусского месторождения и позднее из Штокмановского месторождения. Запасы газа одного лишь месторождения Штокман оцениваются в 3800 миллиардов кубометров. Мы можем исходить из того, что в будущем добыча и транспортировка газа будут еще эффективнее. Поэтому мы не разделяем этих опасений.
– Некоторые государства, имеющие выход к Балтийскому морю, не приветствуют строительство газопровода. В частности, их беспокоит ухудшение экологической ситуации. Поэтому, например, Швеция требует обширного экологического мониторинга. Как вы можете ответить на эти упреки?
– Еще на стадии планирования мы особенно следили за тем, чтобы уменьшить возможное негативное влияние на окружающую среду во время строительства и эксплуатации газопровода. Nord Stream проводит широкомасштабный контроль последствий строительства газопровода для окружающей среды в соответствии с международными и национальными предписаниями. Мы стараемся вести интенсивный диалог с общественностью и административными органами в странах Балтийского моря.
– Возможно ли, что экомониторинг замедлит строительство газопровода?
– Чтобы как можно больше времени уделить экологическим исследованиям, консультациям и решению вопросов на административном уровне и при этом не выйти из графика пуска газопровода, мы в настоящее время оптимизируем процесс прокладки.
– Со стороны ряда балтийских стран звучали протесты, Польша высказывала опасения, что Россия может ограничить поставки газа в эту страну. Имеют ли они под собой почву?
– Наша цель – создание надежной и экологически беспроблемной инфраструктуры для транспортировки газа из России в Европу. Из-за его большого значения для надежности обеспечения Европы государства–члены ЕС придали Nord Stream статус «проекта европейского значения». Россия поставляет газ в Европу в течение десятилетий. В 2005 году около 73% всего российского экспорта газа поступало в Европу. Поэтому и российско-европейское партнерство свидетельствует не об односторонней зависимости, а об обоюдосторонней заинтересованности. Наш проект не представляет никакой опасности ни для наполняемости уже существующих польских, ни каких-либо других трубопроводов. Наоборот, все проекты по строительству газопроводов нужны, чтобы в будущем обеспечить надежность энергоснабжения Европы.
– Когда Nord Stream вступит в эксплуатацию?
– Мы постоянно ведем диалог с государствами, имеющими выход к Балтийскому морю. В октябре этого года мы предоставим соответствующим ведомствам полный проект доклада о трансграничной экологической безопасности. Мы начнем строительство первой очереди газопровода, как только будут получены необходимые разрешения отдельных государств, имеющих выход к Балтийскому морю. Комитет акционеров только что подтвердил, что первая очередь газопровода будет принята в эксплуатацию в 2011 году.
Берлин