Сегодня инспекторы МАГАТЭ завершают свою блиц-миссию в Сирии. Делегация во главе с заместителем генерального директора агентства Олли Хайноненом прибыла в эту страну в минувшее воскресенье, чтобы выяснить, была ли у Дамаска секретная ядерная программа на базе объекта, уничтоженного израильскими ВВС осенью прошлого года. Впрочем, эксперты изначально сомневались в том, что им удастся выяснить даже предназначение разрушенного комплекса.
Результаты проверок МАГАТЭ обещает обнародовать только к следующей регулярной сессии Совета управляющих, намеченной на сентябрь. То есть ровно через год после удара Израиля. В список потенциальных нарушителей режима нераспространения ядерных технологий агентство включило Сирию лишь в апреле. Именно тогда, через пять месяцев после бомбежки, США передали инспекторам некую разведывательную информацию о том, что Сирия практически достроила тот самый объект Аль-Кибар, где с помощью северокорейских технологий намерена производить оружейный плутоний.
В свою очередь, глава МАГАТЭ Мохамед Эль Барадей еще на прошлой неделе заявил, что у агентства нет оснований полагать, что Дамаск обладает технологиями и знаниями, достаточными для запуска целого ядерного комплекса. «Кроме того, очень сомнительно, что мы сможем найти что-либо там сейчас, даже если там что-то и было изначально», – добавил он, указывая на несвоевременную передачу информации со стороны Вашингтона. Сами сирийцы, дав согласие на инспекции, заверяют, что израильтяне разрушили просто военное строение.
В Дамаске утверждают, что переданные в МАГАТЭ американцами спутниковые снимки Аль-Кибара «на 100% сфабрикованы» и являются частью кампании США по оказанию давления на Сирию. Вашингтон обвиняет ее в поддержке террористов и противодействии мирному процессу на Ближнем Востоке. Вопреки американским обвинениям, сирийская сторона ныне после почти трехлетней дипломатической изоляции вновь оказалась активно задействована в международных усилиях по урегулированию ближневосточных кризисов.
После убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири в 2005 году, к которому якобы были причастны спецслужбы Сирии, от Дамаска фактически отвернулись все, кроме Ирана, ставшего его главным партнером в последующие годы. Но теперь, после дохийских соглашений между ливанскими политическими силами – прозападным правящим большинством и пользующейся сирийской поддержкой оппозицией во главе с «Хезболлах» – Бейрут снова готов дружить с сирийцам. Во всяком случае, об этом заявил новый ливанский президент Мишель Сулейман.
Тем временем при посредничестве Каира договоренность о перемирии заключили Израиль и палестинская радикальная группировка ХАМАС. Руководство последней базируется в Дамаске и также пользуется его поддержкой. В этом смысле, какими плохими ни казались бы отношения между Сирией и Египтом, прекращение огня между хамасовцами и израильтянами было бы невозможно без совместных сирийско-египетских усилий.
И, наконец, Дамаск серьезно занялся урегулированием своих собственных отношений с Израилем. Пока не напрямую, а при содействии со стороны Турции. Но сам факт переговоров уже имеет огромное значение. В свое время, когда в 1978 году в Кемп-Дэвиде замирились египтяне с израильтянами, в арабском мире появился слоган: «Без Египта войны уже не будет, но и мира не будет – без Сирии».
Похоже, сейчас к этому принципу подошло и мировое сообщество. Так, Анкара открыто заявила, что сирийско-израильский диалог идет при поддержке США. А президент Франции Николя Саркози пригласил президента Сирии Башара Асада в Париж, где в это время будет премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт. Правда, прямого контакта между ними скорее всего пока не получится, хотя турецкие посредники утверждают, что стороны близки и к непосредственному общению.
Учитывая активизацию дипломатии на перечисленных треках, Западу, очевидно, не помешают новые рычаги давления на Дамаск, чтобы делать его сговорчивее. И МАГАТЭ вполне может таким рычагом оказаться. Даже если в Аль-Кибаре ничего существенного обнаружено не будет, у агентства по-прежнему останется возможность не закрывать «сирийское досье». Согласно утечкам в СМИ, инспекторы запросили возможность посетить еще два «подозрительных» объекта, доступ к которым Сирия предоставлять не хочет. Этого вполне достаточно для дальнейшей критики и угроз в адрес сирийцев.