Формирование правительства Сербии превратилось в очередную детективную историю. Через месяц после досрочных парламентских выборов стране не удается обзавестись новым кабинетом министров. Наблюдатели склоняются к тому, что в итоге возникнет коалиция с участием демократов и социалистов.
Напомним, что на выборах 11 мая победу в одиночном зачете одержала коалиция так называемых проевропейских сил во главе с Демократической партией президента Бориса Тадича. Она завоевала 102 депутатских мандата в 250-местном парламенте. На второе место вышла ультранационалистическая Сербская радикальная партия, а на третье еще одна коалиция, возглавляемая Демократической партией Сербии экс-премьера Воислава Коштуницы. При этом ДПС утратила значительную часть избирателей. Сюрпризом стал взлет популярности созданной Слободаном Милошевичем Социалистической партии Сербии во главе с его бывшим соратником Ивицей Дачичем.
Выборы опять имели характер референдума. Решался вопрос о том, ратифицирует ли новый парламент подписанное с Евросоюзом Соглашение о стабилизации и ассоциации, несмотря на то что 20 стран ЕС из 27 уже признали независимость Косово. Демократы настаивали на разделении вопросов об ускорении пути в ЕС и о дальнейшей борьбе за сохранение Косово в составе Сербии. Прочие же, не отрицая в принципе необходимости пути в Европу, настаивали на невозможном – на отзыве странами Евросоюза признания ими косовской независимости и вступлении в ЕС лишь с Косово как неотъемлемой частью сербской территории.
Большинство избирателей сделали свой выбор в пользу демократов. Но, поскольку ни одна из коалиций или партий не набрала достаточно депутатских мандатов для формирования парламентского большинства, развернулась острая борьба за создание новой, уже парламентской коалиции большинства.
Роль решающей «гирьки» на этих весах обрела Соцпартия. С учетом ее истории и наличия в ней твердого промилошевичского крыла вначале представлялся логичным ее союз с радикалами и ДПС Коштуницы. Широкомасштабные переговоры между ними действительно начались под выдвинутыми Коштуницей лозунгами о необходимости создания «национального» и «государствообразующего» правительства и «в ЕС только с Косово в составе Сербии». На определенном этапе казалось, что дело уже сделано. Но затем наступил перелом.
Его инициатором совершенно неожиданно выступил один из союзников Дачича Драгослав Маркович (Палма). Неожиданно потому, что в свое время Палма был ближайшим соратником Желько Ражнатовича (Аркана) – сербского паравоенного командира времен войн 90-х годов, убитого в белградском отеле «Интерконтиненталь» в январе 2000 года в момент, когда он уже был внесен Гаагским трибуналом в списки обвиняемых. Теперь Палма, весьма успешный мэр города Ягодина, переквалифицировался в проевропейца и потребовал незамедлительной ратификации соглашения с ЕС новым парламентом сразу же после его созыва. Это поставило под угрозу раскола его коалицию с Дачичем. Затрещали и переговоры с радикалами и Коштуницей.
Дачич заколебался, тем более что его заветная мечта – придать партии «новое лицо» и ввести ее в Социнтерн. Этим сразу же воспользовались демократы, некогда злейшие недруги социалистов. На днях в беспрецедентной речи президент Борис Тадич протянул руку социалистам, сказав даже, что обе партии «потеряли своих председателей» (Демпартия – Зорана Джинджича, погибшего при покушении, а Социалистическая – Слободана Милошевича, умершего в гаагской тюрьме).
Коштуница, которому, очевидно, хочется вновь стать премьером, запаниковал. Его люди подготовили даже так называемый правовой анализ, в котором уже не просто отвергается ратификация соглашения ЕС «без Косово», но и само соглашение объявляется утратившим силу ввиду признания большинством членов ЕС косовской независимости. «Анализ» затем был направлен на рассмотрение социалистам. Кроме того, пресс-секретарь Андрия Младенович открыто заявил, что в формировании сербского парламента, а значит, и кабинета пытаются участвовать иностранные послы в Белграде, в частности посол США, и ведущие местные олигархи, обеспокоенные последствиями для их бизнеса возможного появления в правительстве радикалов и аннулирования соглашения с ЕС.
Тем не менее в начале этой недели многие белградские газеты начали писать о союзе Тадича и Дачича как о практически предрешенном деле. Развязка, видимо, наступит в ближайшие дни.
Белград