Сегодня завершается очередная сессия совета управляющих МАГАТЭ. Основной темой дискуссий традиционно стала ядерная программа Ирана. Следующая встреча совета управляющих, однако, обещает быть более разнообразной: на повестке дня соблюдение режима нераспространения в Сирии. Нынешнюю же сессию украсила концепция развития МАГАТЭ до 2020 года.
Новый доклад генерального директора МАГАТЭ Мохамеда Эль-Барадея по иранскому ядерному досье вызвал наибольший ажиотаж. Ему были посвящены почти все пять дней заседаний совета управляющих (СУ). Однако последствия обнародования документа, похоже, ограничатся лишь временным обострением риторики со стороны Тегерана и его западных критиков. Как уже писала «НГ», свежей, порочащей Иран информации в докладе нет. Зато старая изложена так, что озабоченность агентства становится более чем очевидной (см. «НГ-дипкурьер» от 02.06.08).
Само слово «озабоченность» в документе отсутствует, но в ходе заканчивающейся сессии оно звучало многократно. Открывая заседание, Эль-Барадей подчеркнул, что он «очень огорчен» отсутствием прогресса по прояснению вопросов, касающихся «возможных военных аспектов иранской ядерной программы» и тем, что так называемые «предполагаемые исследования» Исламской Республики в данном направлении «остаются предметом серьезной озабоченности».
В свою очередь, представитель США в МАГАТЭ предупредил, что «с каждым днем руководство Ирана оказывается все ближе и ближе к технологиям, необходимым ему для производства ядерного оружия». А словенский представитель (Словения сейчас председательствует в Европейском союзе) указал на «глубокую озабоченность» в связи с тем, что уже пять лет агентство не может четко определить характер ядерной программы Тегерана.
Сами иранцы по-прежнему отвергают любые обвинения в свой адрес, настаивая на мирной направленности своих исследований, а также на «полноценности» своего сотрудничества с МАГАТЭ. Что касается документов, истинность которых агентство пытается установить посредством инспекций, то в Тегеране их называют либо «некорректными», либо «фальшивками». Их происхождение («предоставлены некоторыми странами») иранцам тоже представляется сомнительным.
На основании похожего документа (источник – США) 22–24 июня МАГАТЭ согласилось направить делегацию экспертов и в Сирию. Задача миссии проверить информацию о том, что в сентябре прошлого года израильские ВВС действительно уничтожили неучтенный ядерный реактор. Не исключено, что инспекциям могут быть подвергнуты и некоторые другие объекты. В агентстве выразили надежду, что Дамаск будет активно сотрудничать.
Сирийские власти уже дали согласие на визит сотрудников МАГАТЭ. Но почти одновременно с этим в СМИ поступили сведения, что допущены они будут лишь на упомянутый атакованный реактор. Как сообщило агентство Associated Press, Дамаск предупредил «ряд дружественных арабских стран, что не разрешит инспекторам посетить другие три объекта, к которым агентство проявило интерес». Возможно, очень скоро помимо иранского МАГАТЭ вплотную займется еще и сирийским досье.
Между тем МАГАТЭ задумалось о своем будущем и состоятельности. Cформирована группа экспертов, которые подготовили и представили исследование «Роль МАГАТЭ до 2020 года и после». Но многостраничный документ не столько задает вектор развития агентства, сколько пытается обосновать само его существование.