Совет Безопасности ООН осудил акты пиратства у побережья Сомали и уполномочил государства предпринять «все необходимые» усилия по их пресечению в территориальных водах этой африканской страны. Эксперты не исключают, что за резолюцией по Сомали, принятой в рамках самой жесткой 7-й главы Устава ООН, могут последовать подобные документы в отношении других регионов мира.
Резолюция СБ ООН № 1816 была принята 2 июня единогласно. Ее текст согласовывался еще с конца апреля, и в преддверии, а также вслед за голосованием некоторые государства публично разъяснили свою позицию по документу. Так, представители Индонезии, Вьетнама и Ливии подчеркнули, что поддержали проект только при условии, что его действие распространяется исключительно на территориальные воды Сомали, на что получено предварительное согласие властей этой страны, и не создает прецедентов для других регионов. При этом основным документом, регулирующим борьбу с пиратством, остается Конвенция ООН по морскому праву. А дипломат из ЮАР отметил, что угрозу международному миру и безопасности представляет внутренняя ситуация в Сомали, а не морское пиратство.
С начала 2008 года в прибрежных водах Сомали совершено 26 нападений на торговые суда. Атаке подвергается едва ли не каждое судно, выходящее из Красного моря или направляющееся туда. Сейчас пираты удерживают принадлежащее нидерландской компании Reider Shipping судно Amiya Scan, команда которого состоит из четырех россиян и пяти филиппинцев.
СБ ООН постановил, что в течение шести месяцев со дня одобрения резолюции страны, которые получат разрешение сомалийских властей, могут действовать в территориальных водах Сомали в целях пресечения актов пиратства. Совет уполномочил использовать для этих целей все необходимые средства, но оставаться в рамках международного права. Резолюция призывает государства, чьи корабли и военная авиация находятся в открытом море и воздушном пространстве у побережья Сомали, не оставаться безучастными к актам пиратства. Они должны оказывать содействие судам, находящимся под угрозой нападения или подвергшимся атакам пиратов или вооруженных разбойников. Одновременно члены Совета подчеркнули, что мероприятия по борьбе с пиратством не должны приводить к отказу судам любого другого государства в праве на мирный проход.
Бахтияр Тузмухамедов, профессор международного права, так прокомментировал «НГ» ситуацию: «Резолюция фиксирует согласие Сомали на то, что иностранный военный корабль может продолжить преследовать судно, совершившее пиратский акт, после того, как оно из открытого моря войдет в территориальные воды Сомали». Эксперт полагает, что данный документ является целевой резолюцией, не создающей правило общего характера, которое может быть применено в дальнейшем в другом регионе. «Кто знает, возможно, впоследствии такая модель пригодилась бы при принятии Советом Безопасности решения в отношении другого региона», – предположил юрист.
Ситуацию «НГ» также прокомментировал Сайрес Моди, менеджер Международного морского бюро – подразделения Международной торговой палаты, призванного бороться со всеми видами преступности на море. Он отметил, что резолюция была принята, поскольку переходное правительство Сомали не располагает возможностью обеспечить безопасность в своих территориальных водах. «Оговорки ряда азиатских государств можно понять: их ВМС и береговая охрана уже контролируют ситуацию в своих территориальных водах. И они не хотели бы создать прецедента свободного входа в их территориальные воды иностранного флота», – сказал эксперт. На вопрос «НГ», не возникнет ли правовых проблемых с применением резолюции, указывающей на необходимость следования Конвенции ООН по морскому праву, которую пока не ратифицировали США, Моди ответил отрицательно. Он подчеркнул, что резолюция относится исключительно к Сомали и ее действие рассчитано лишь на полгода.