0
980
Газета В мире Интернет-версия

02.06.2008 00:00:00

Испытание Ходорковским

Тэги: юкос, медведев, ходорковский, фрг


Накануне первого визита президента России Дмитрия Медведева в Германию, намеченного на 5 июня, в Берлине подняли вопрос о судьбе экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. Ходатаем по этому вопросу в Москве стал вице-канцлер и министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер.

Сенсацию преподнес журнал Der Spiegel. В публикуемом сегодня номере есть статья, анонсированная под заголовком «Штайнмайер выступает в поддержку отбывающего наказание в тюрьме российского нефтяного магната Ходорковского». Речь идет о беседе главы германского внешнеполитического ведомства с одним из адвокатов, представляющих интересы бывшего главы концерна ЮКОС. Фамилия защитника не называется.

Разговор состоялся в середине мая в Санкт-Петербурге в заключительный день российского визита Штайнмайера. Известно также, что последнего интересовала возможность перевода Ходорковского «из гуманных соображений» после двух с половиной лет заключения из Читинской области для дальнейшего отбытия наказания в Москву.

Президент РФ Дмитрий Медведев принимал Штайнмайера в Кремле до Санкт-Петербурга. Как сообщается, это был весьма дружеский разговор. Собеседники давно и хорошо знакомы друг с другом, с тех лет, когда один возглавлял администрацию президента, а другой – федерального канцлера. Неужто при таких отношениях Штайнмайер даже не намекнул в Кремле о своих планах при посещении Северной столицы?

Согласно источникам «НГ», сам факт санкт-петербургской встречи вчера был неофициально подтвержден в германском МИДе. Но тем более примечательно, что целых две недели не было ни малейшей «утечки» сведений о беседе Штайнмайера с адвокатом Ходорковского. И только сейчас через Der Spiegel эта информация наконец обнародована аккурат к первому европейскому визиту нового главы Российского государства.

Не исключено, что это определенный сигнал, подаваемый из Берлина Медведеву о том, что там его наряду с обсуждением актуальных вопросов двустороннего партнерства и международных проблем может ждать «тема Ходорковского». Ведь хорошо известно, что вопросы демократии и прав человека являются коньком федерального канцлера Ангелы Меркель, с которой у гостя из России и будут основные переговоры.

В Берлине обратили внимание на интервью главы российского правительства Владимира Путина газете Le Monde. Тем более что французские журналисты задали ему вопрос о Ходорковском. Путин ограничился тем, что решение о возможном облегчении условий содержания Ходорковского или о сокращении срока заключения Медведев как президент РФ «должен принять самостоятельно».

Весьма вероятно, что новому российскому президенту не избежать вопросов об этом в Берлине. Если уж не на самих переговорах, то после них, когда Медведев и Меркель вместе выйдут к прессе в ведомстве федерального канцлера.

Выбор путей для выхода на свободу у Михаила Ходорковского сейчас небогат – либо через помилование, либо через условно-досрочное освобождение. Насколько у бывшего главы ЮКОСа реален шанс быть помилованным? С этим вопросом «НГ» обратилась к писателю Анатолию Приставкину, который в бытность Путина президентом являлся советником главы государства по вопросам помилования. «Все от Ходорковского зависит, – сказал он. – Он не подавал на помилование. Причем, как я понимаю, по принципиальным соображениям. Он считает себя невиновным». В то же время, по словам Приставкина, сам смысл акта помилования в том и состоит, что человек осознал свою вину и просит его помиловать.

«Закон требует от кандидата на помилование полного признания своей вины, – пояснила корреспонденту «НГ» доктор юридических наук, профессор Института государства и права РАН Инга Михайловская. – Это первое. Второе – подавший прошение о помиловании должен иметь положительные рекомендации от администрации исправительного учреждения, в котором он отбывает наказание». Прошение и прилагающиеся к нему документы поступают на рассмотрение в региональную комиссию по помилованию. «Если все формальности соблюдены, дело направляется в администрацию президента, где его рассматривают люди из аппарата, дают свое заключение, – отметила Михайловская. – Но все эти заключения комиссии, сотрудников аппарата носят исключительно рекомендательный характер. Решение принимает президент». Президент может обойтись и без изложенной процедуры, дать иную оценку поведению осужденного. «Единственное, чего он не может, – помиловать нераскаявшегося», – отметила она. По ее словам, в этом кроется главная загвоздка для Ходорковского, для которого признание вины – не просто формальность, а принципиальная позиция.

Процедура получения права на условно-досрочное освобождение иная. Здесь решение принимает не президент, а суд. Первое условие – отбыть определенную часть наказания, – в случае с Ходорковским, приговоренным к восьми годам лишения свободы, это половина срока. Она истекла еще в октябре 2007 года. По словам Михайловской, прошение на УДО сначала рассматривает администрация колонии. Если у подателя прошения есть взыскания, до суда дело не дойдет. «У Ходорковского взыскания были, но они не вечные, они по истечении определенного срока снимаются, – пояснила юрист. – Администрация колонии имеет право снять их и досрочно. Так что для Ходорковского это не какое-то непреодолимое препятствие». Далее бумаги идут в суд. «Если администрация ходатайствует об УДО, суды, по статистике примерно 80–85%, дают добро, – рассказала профессор. – Но опять же во всех этих характеристиках есть такая трафаретная фраза, которая исходит из требований закона: свою вину осознал, твердо стал на путь исправления. Если осужденный вину отрицает, никакой суд ходатайство об УДО не удовлетворит». Так что и здесь все упирается в позицию Ходорковского.

Возможно ли помилование и УДО при условии существования второго уголовного дела, не дошедшего пока до суда? «По закону это не является ограничением», – подчеркнула Михайловская. Однако на практике это обстоятельство не в пользу тех, кто подает прошения на помилование или на УДО. «К примеру, закон обязывает суд при решении вопроса об УДО учесть все обстоятельства дела, – уточнила она. – Наличие второго уголовного дела, как правило, приводит к отказу в УДО». Случай с Ходорковским, по словам Михайловской, не исключение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1186
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
747
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
523
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
752

Другие новости