В Гренландии вчера завершилась арктическая министерская конференция РФ, США, Канады, Дании и Норвегии. Дипломаты приняли совместную декларацию, согласившись, что Конвенция ООН по морскому праву является правовой базой для выстраивания отношений в регионе. Эксперты прогнозируют, что ни одна из пяти стран не сможет научно обосновать свои претензии на подводные хребты в Северном Ледовитом океане, оказавшиеся в центре конфликта интересов.
Двухдневная конференция проходила в городе Илулиссат в Гренландии. В мероприятии, организованном Данией, участвовали главы МИД России Сергей Лавров, Норвегии Йонас Гар Стере, Дании Пер Стиг Мёллер, а также замгоссекретаря США Джон Негропонте и министр природных ресурсов Канады Гэри Ланн.
В центре внимания на встрече, по крайней мере, для журналистов, оказался Сергей Лавров. Он вынужден был разъяснить мотивы установки в августе прошлого года на дне Северного Ледовитого океана российского флага. После этой экспедиции, в которой участвовал известный полярник Артур Чилингаров, Канада, Дания, Норвегия и США открыто заговорили о своих претензиях на регион.
Как сообщает Reuters, Лавров сравнил установку триколора под полярной шапкой с водружением американского флага в 1960-х на Луне, указав на то, что речь идет о научном достижении, а не о политическом жесте или о заявке требований на территорию. Существуют Конвенция ООН по морскому праву и механизмы, созданные для реализации ее положений, включая делимитацию континентального шельфа, отметил российский министр. Сейчас Арктика вокруг Северного полюса не принадлежит никому. Отдельные государства владеют 12-мильными зонами от берега. Конвенция ООН по морскому праву включает пункт об исключительной экономической зоне, которая простирается уже на 200 миль. Зону можно продвинуть, доказав, что район представляет собой продолжение континентального шельфа той или иной страны.
Лев Мерклин, заведующий Лабораторией сейсмостратиграфии Института океанологии им. П.П.Ширшова РАН, кандидат технических наук, так прокомментировал ситуацию в интервью «НГ»: «В публикациях сейчас часто сообщается о неких гигантских ресурсах в той зоне Арктики, на которую претендует Россия. Мы уже неоднократно заявляли о несостоятельности таких утверждений. Потенциальные минеральные ресурсы, имеющиеся на арктическом шельфе, и так находятся в 200-мильной экономической зоне России. В той глубоководной части Арктики, на которую Россия могла бы расширить свою экономическую зону согласно Конвенции по морскому праву, ресурсов практически нет». Эксперт отметил, что скорее всего нефтегазоносным является лишь кусок континентального склона в Восточно-Сибирском и Чукотском морях. Основанием для таких предположений служит существование в восточной Арктике гигантского нефтяного месторождения Прадо-Бэй на шельфе Аляски.
Мерклин подчеркнул, что добыча на глубоководье в сложных условиях Арктики, где извлечение ресурсов даже у берега представляет проблему, – это долгосрочная перспектива. Речь, возможно, идет о сотне лет. «Что бы ни говорили канадские или российские ученые о принадлежности того или иного подводного хребта к той или иной континентальной платформе, свои претензии вряд ли кто-нибудь сможет доказать. Грубо говоря, сегодня в Мировом океане за пределами собственно шельфа нет участка, который можно считать частью континентов. Есть переходные зоны и океаническая земная кора в глубоководной части», – сказал Мерклин. То, что несколько сотен миллионов лет назад хребет Менделеева мог быть частью континента, то есть иметь континентальную кору, не означает, по мнению эксперта, что он является таковым сейчас. А утверждения, что, по сейсмическим данным, структура хребта Менделеева совпадает со структурой Сибирской платформы, мало что дают. Ведь Сибирская платформа настолько разновозрастная, что там есть все имеющиеся в мире структуры. Можно найти кусок хребта, соответствующий по структуре Сибирской платформе. То же можно сказать и о Североамериканском континенте.
«В конце концов, после сопоставления образцов россияне будут считать хребет своим, а канадцы – своим. Американцы же скажут, что ни те, ни другие на это права не имеют. Международное сообщество не отдаст какой-либо отдельной стране чего-то, что может принадлежать другим. В результате страны могут оказаться в конфликтной ситуации вместо того, чтобы сотрудничать», – сказал собеседник «НГ». По его мнению, лучшим результатом после шумихи, возникшей вслед за установкой российского флага, стала бы ратификация Соединенными Штатами Конвенции по морскому праву.
«Акцент на ресурсный потенциал региона в прессе лишь накаляет обстановку. Речь должна была бы идти не о борьбе за нефть и газ, а о международном сотрудничестве в Арктике и обеспечении экологически безопасного освоения региона. Ведь в одиночку освоение этой территории не под силу ни одной из прибрежных стран, что хорошо видно на примере Штокманского месторождения», – сказал Мерклин. Важно добиться устойчивого сотрудничества приарктических государств до того, как глобальное потепление обострит конфликт экономических интересов. Ведь в перспективе – открытие пока несудоходных новых транспортных путей, прежде всего Северо-Западного прохода.