Власти Сербии не подтвердили сообщения некоторых российских СМИ об истечении 25 мая с.г. срока ратификации межправительственного российско-сербского соглашения о сотрудничестве в нефтегазовой области. Данное соглашение, пролоббированное бывшим премьер-министром Сербии Воиславом Коштуницей, было подписано в Москве 25 января с.г.
Соглашение предусматривает в рамках проекта «Южный поток» совместное строительство 400-километрового участка российского газопровода через Сербию и строительство подземного газохранилища «Банатски двор». Кроме того, протоколом, который подписан в тот же день, предусмотрена передача «Газпрому» контрольного пакета акций «Нефтяной индустрии Сербии» (НИС).
В кабинете президента Республики Сербия Бориса Тадича «НГ» было вчера заявлено: «Повторяем то, что уже неоднократно было сказано – ратификация газового соглашения будет проведена парламентом нового созыва, как только состоится его первое заседание». Между тем говорить о точных сроках первого заседания пока не приходится. Дело в том, что состав правящей коалиции пока не определен, что, в свою очередь, держит ситуацию в подвешенном состоянии. Партии, прошедшие в парламент по итогам досрочных выборов 11 мая, до сих пор продолжают переговоры.
Как отмечают российские государственные СМИ, договоренности между Россией и Сербией предполагали, что совместное предприятие по строительству газопровода должно было быть создано до 25 мая. Эту дату ряд СМИ восприняли как дедлайн для ратификации соглашения. Однако власти Сербии никак не увязывают эту дату со сроками одобрения документа в парламенте. Генеральный директор «Сербиягаза» Саша Илич, которого цитирует агентство РИА Новости, заявлял 12 мая: «Полагаю, что к договору будет подписано дополнение, которое бы предусматривало подвижку сроков создания совместного предприятия».
Представители «Газпрома» и российских властей неоднократно высказывали озабоченность в связи с задержкой ратификации нефтегазового соглашения. Последнее было связано с политическим кризисом в Сербии и обострившейся борьбой между Демократической партией Бориса Тадича и Демократической партией Сербии Воислава Коштуницы. Нефтегазовое соглашение было одобрено развалившимся правительством непосредственно перед выборами. Это произошло по следам краткого визита в Белград главы МЧС Сергея Шойгу, который высказал Тадичу и Коштунице недовольство Москвы отсрочкой ратификации и потребовал завершить процедуру еще до внеочередных выборов в Сербии (чего сделано не было).
Как сообщала «НГ», президент Тадич неохотно пошел на газовую сделку с Москвой. На ее оформлении настоял премьер Коштуница, объяснив свои мотивы неоценимой ролью России в косовском вопросе. Между тем ряд представителей демократического лагеря из числа сподвижников Тадича прямо заявляли о несогласии со сделкой, считая цену в 400 млн. евро за НИС серьезно заниженной.
Сегодня нельзя однозначно сказать, какой будет новая правящая коалиция Сербии и будут ли соблюдены договоренности о ратификации соглашения уже на первом заседании парламента. Нельзя исключить, что этот вопрос будет вновь отложен из-за сохраняющихся противоречий между политическими силами Сербии.
Белград