В Бейруте состоялась «историческая» сессия парламента Ливана. Народные представители должны были вчера вечером утвердить на посту президента командующего вооруженными силами страны 59-летнего генерала Мишеля Сулеймана. Он ушел в отставку с военного поста, не дожидаясь результатов выборов.
Еще в субботу в ожидании избрания президента Ливана в Бейрут прибыли около 200 высокопоставленных иностранных гостей. Среди них эмир Катара шейх Хамад бен Халифа Аль Тани, генсек Лиги арабских государств Амр Муса, Высокий представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана, делегация Конгресса США, а также министры иностранных дел Франции, Саудовской Аравии, Сирии и Ирана.
Из-за межобщинных разногласий выборы президента откладывались 19 раз. Высший государственный пост пустовал полгода – с 24 ноября 2007-го, когда кончился срок президента Эмиля Лахуда. И вот 21 мая, после шести дней консультаций, состоявшихся в Катаре под эгидой Лиги арабских государств, ливанские лидеры пришли к соглашению о путях урегулирования внутриполитической ситуации. Представители правящего парламентского большинства (движение «14 марта») и оппозиции («Хезболлах», «Амаль» и Свободное патриотическое движение) договорились о формировании правительства национального единства, в котором 16 из 30 мест будет принадлежать правящему блоку и 11 – оппозиции. Еще трех министров назначит президент страны.
Путь для скорейшего избрания президента был открыт. При этом единственным кандидатом, приемлемым для всех, оказался генерал Сулейман. Он возглавлял армию с 1998 года и сумел сохранить ее единство и нейтралитет в кризисный период, начавшийся после убийства премьера Рафика Харири в феврале 2005 года. Тогда во время массовых антисирийских демонстраций в Бейруте Сулейман отказался использовать армию для их разгона и не примкнул ни к сторонникам, ни к противникам Сирии. В Ливане его называют «спасителем отечества».
В интервью «НГ» профессор международного права Ливанского университета Шафик Масри заявил, что избрание президента означает завершение политического кризиса в Ливане по трем причинам. «Во-первых, все политические силы подписали соглашения Дохи. Они прежде всего предполагают избрание президентом кандидата, приемлемого для всех ливанцев. Во-вторых, договоренности Дохи урегулируют еще ряд важных и спорных моментов – состав Совета министров и разработку избирательного закона. Третья причина – решено наконец провести национальную конференцию под председательством президента, на которой будет обсуждаться вопрос вооружения «Хезболлах». Теперь все спорные вопросы в Ливане будут решаться исходя из положений Дохи», – резюмировал эксперт.
Решение о начале межливанского диалога в Катаре было принято после того, как вялотекущий политический кризис обострился. Прозападное правительство Фуада ас-Синьоры, поддерживаемое суннитскими и друзскими группировками, приняло решение ликвидировать «незаконную» телефонную сеть шиитской группировки «Хезболлах» и уволить близкого к этой организации начальника службы безопасности Бейрутского международного аэропорта. Лидер «Хезболлах» шейх Хасан Насралла квалифицировал этот шаг как «объявление войны», после чего силы оппозиции захватили в начале апреля контроль над мусульманской частью Бейрута. Тогда погибли более 80 человек, а правящая коалиция обвинила «Хезболлах» в попытке свергнуть законную власть военным путем. Позднее, в ходе переговоров в Дохе, оба решения правительства, спровоцировавшие обострение конфликта, были отменены.