Тадич лидировал, но какой будет коалиция, пока неясно.
Фото Reuters
Убедительную победу на воскресных выборах одержала Демократическая партия президента Бориса Тадича и возглавляемая ею «Коалиция за европейскую Сербию». По предварительным данным, партия Тадича набрала 38% (103 мандата). На втором месте Сербская радикальная партия – главный оппонент демократов – получила 29,1% (77 мандатов). Еще одним сюрпризом можно считать успех Сербской социалистической партии, которой некогда руководил Слободан Милошевич. Ее результат – 7,9% (20 мандатов). В то же время в парламент вошла Либерально-демократическая партия во главе с Чедомиром Йовановичем, набравшая 5,2% (13 мандатов). Демократическая партия Сербии, возглавляемая премьером Воиславом Коштуницей, в союзе с «Новой Сербией» набрала 11,3% (30 мандатов). Пока остается неясным, какой будет правительственная коалиция.
Выборы стали необходимостью потому, что Коштуница посчитал, что после провозглашения 17 февраля в одностороннем порядке косовской независимости ему удастся путем роспуска парламента завоевать намного более весомые позиции. Он обвинил союзников по правящей коалиции, прежде всего партию Тадича, в предательстве национальных интересов и сосредоточил предвыборную кампанию на критике экс-партнеров. Напомним, что Тадич настаивал на том, что приоритет Сербии заключается в скорейшем вступлении в Евросоюз, невзирая на проблему Косово, в то время как Коштуница требовал первоначального отзыва признания большинством стран ЕС косовской независимости.
Предвыборная кампания была с основанием признана необыкновенно грязной. Самое удивительное, что первенствовал в этом деле Коштуница. Сербская радикальная партия, никогда не чуравшаяся самых грубых обвинений и оскорблений, на этот раз заняла джентльменскую позицию, предоставив возможность продемократическим партиям заниматься разборками.
Вопреки подавляющему большинству прогнозов убедительную победу на выборах одержала Демпартия Бориса Тадича и возглавляемая ею «Коалиция за европейскую Сербию». Очевидно, что большинство сербских избирателей не интересует статус Косово – их намного больше волнует скорейшее объединение с Европой и отмена виз.
Главным «потерпевшим» на выборах стала партия Коштуницы. Этот человек привык к роли неизменного премьера (число завоеванных мест в парламенте до сих пор всегда обеспечивало ему такую роль), однако теперь его судьба висит на волоске. Выступая после выборов перед телекамерами, отставной председатель правительства старался «сохранить лицо», указывая, что результаты голосования соответствовали его ожиданиям. Общий смех присутствующих вызвали утверждения Коштуницы о том, что именно он в 2000 году победил Милошевича. Всем известно, что эта победа была организована покойным премьером Зораном Джинджичем. В свою очередь, как лидер Демпартии Борис Тадич, так и лидер радикалов Томислав Николич сообщили, что Коштуница никогда не будет больше премьером.
Между тем Коштуница первым обратился к Сербской радикальной партии и Соцпартии с предложением о коалиции. Представляется, однако, что такой выход маловероятен и, как сказал президент Тадич, будет предотвращен всеми возможными путями.
Кстати, именно от социалистов теперь зависит создание устойчивого правительства. Стоит принять во внимание, что ее возглавляет Ивица Дачич, на смещении которого из гаагской камеры настаивал в свое время Слободан Милошевич. Однако Милошевич скончался, а Дачич сумел выдержать схватку с партийными «зубрами» и сохранить свой пост. По оценкам наблюдателей, он и другие «молодые львы» из Соцпартии заинтересованы в изменении имиджа и вступлении в Социнтерн, членом которого уже является Демократическая партия Тадича. Судя по всему, их союз с Тадичем хотя и не сразу, но обеспечен.
Главной причиной всех сербских неурядиц принято считать косовский вопрос. Именно на эту карту ставили Коштуница и Николич. Однако сербских избирателей, как подтвердили результаты голосования, в большинстве не волнуют ни косовский миф, ни обвинения в национальной измене. Коштуница и Николич потеряли часть сторонников, в то же время Тадич и Йованович, вовсе призывающий признать независимость Косово, усилили свои позиции.
Со вчерашнего дня политические силы Сербии ведут между собой активный торг. В ближайшее время должно проясниться, какой будет новая коалиция.
Белград