Флаги «Хезболлах» по-прежнему на улицах Бейрута.
Фото Reuters
Ливан оказался еще на шаг ближе к масштабной гражданской войне. Прекратившись в Бейруте, вооруженные столкновения между сторонниками прозападного правящего большинства (коалиции «14 марта») и оппозиции во главе с радикальной партией «Хезболлах» вчера продолжились на севере страны. За пять дней беспорядков погибли около 40 человек.
В связи с обострением ливанского кризиса вчера в Каире состоялось экстренное заседание глав МИД Лиги арабских государств (ЛАГ). По итогам встречи было заявлено, что единственной основой для урегулирования кризиса может служить «арабская инициатива», призывающая к скорейшему избранию на пост президента Ливана командующего армией генерала Мишеля Сулеймана с последующим формированием правительства национального единства. «Компромиссная кандидатура» Сулеймана была ранее одобрена лигой.
Впрочем, обострение ситуации в Ливане явно следует рассматривать в более широком контексте, не ограничиваясь лишь внутренними ливанскими проблемами. Как отмечают многие наблюдатели, нынешняя эскалация напряженности связана с активизацией борьбы за Сирию. Всплеск насилия фактически совпал с новыми попытками некоторых иностранных посредников (прежде всего турецких, американских и отчасти российских) добиться окончательного урегулирования сирийско-израильских отношений. Это противоречит интересам Ирана. А именно он, а не Дамаск, является главным спонсором и соответственно заказчиком действий шиитской «Хезболлах». Таким образом, взаимные обвинения Вашингтона и Тегерана в провоцировании насилия в Бейруте звучат вполне естественно. США обрушились с критикой и на сирийские власти.
Кстати, помня о том, что лидеры Саудовской Аравии и Египта демонстративно не приехали на саммит ЛАГ в Сирию, сирийское руководство решило объявить бойкот заседанию министров иностранных дел лиги в Каире. Сославшись на неотложные дела, глава МИД Сирии Валид аль-Муалем так и не поехал на встречу.
МИД РФ выразил надежду, что именно ЛАГ приложит наиболее «активные усилия в интересах разблокирования внутриливанской проблемы». При этом в соответствующем заявлении, опубликованном на сайте МИД РФ, ничего не сказано о российской инициативе по созыву широкой ближневосточной конференции в Москве. Между тем ее основным козырем является идея одновременного обсуждения сразу всех треков мирного процесса на Ближнем Востоке, включая сирийский и ливанский.
Непосредственным поводом для последних беспорядков в Ливане стали сугубо внутренние решения правительства премьер-министра Фуада ас-Синьоры уволить связанного с «Хезболлах» главу службы безопасности бейрутского аэропорта и объявить незаконной частную телефонную сеть радикальной партии, поскольку та представляет угрозу национальной безопасности страны. Москва же традиционно выступает против «своекорыстного иностранного вмешательства» во внутренние дела суверенных государств.
Вспыхнувшие в середине прошлой недели вооруженные столкновения стали самыми кровавыми с момента окончания гражданской войны 1979–1990 годов. Эскалация напряженности стала следствием глубокого политического кризиса, в котором страна пребывает уже почти полтора года. 17 месяцев назад министры от оппозиции покинули правительство, фактически заблокировав его работу, а парламент с прошлого года не способен избрать нового президента.
За комментарием «НГ» обратилась к президенту Института Ближнего Востока Евгению Сатановскому. Гражданская война – естественное состояние для Ливана, отмечает эксперт. «То, что сейчас происходит в этом государстве, – закономерное следствие прекращения израильской, а затем и сирийской оккупации. Ливан оказался бочкой, лишенной колец, которая под тяжестью собственного груза естественным образом развалилась», – говорит Сатановский.
«Уйдя с юга Ливана, Израиль создал условия для быстрого развития «Хезболлах», которыми организация не преминула воспользоваться. Не без поддержки Ирана она стала одной из самых сильных политических и самой сильной вооруженной структурой в стране. И, разумеется, она требует свою достойную долю ливанского пирога у других политических сил Ливана», – подчеркнул эксперт.