Многолетние запросы Канберры в международные организации по поводу расширения континентального шельфа Австралии по всему периметру континента, а также за счет участка у берегов Антарктиды завершились полным успехом. На днях специальная комиссия ООН постановила, что страна вправе расширить свой шельф почти на 2,5 млн. квадратных километров.
Таким образом, в распоряжение Австралии, которая на суше владеет территорией в 7,5 млн. квадратных км, предоставлена дополнительная территория, в 20 раз превышающая площадь Великобритании. Между тем России, которая также пытается прирастить свой континентальный шельф в Арктике примерно на 1,2 млн. кв. км, австралийский опыт не поможет.
По мнению экспертов, ООН рассматривает конкретные заявки, не обращая внимания на прецеденты. К тому же в споре за Арктику замешано слишком много участников.
Постановление Комиссии ООН по границам континентального шельфа, которому предшествовали запросы нескольких австралийских правительств, разъясняет степень контроля Австралии над континентальной частью шельфа. Страна получает доступ к месторождениям полезных ископаемых на новых территориях, однако контролировать рыболовство и судоходство в регионе не будет. В понедельник глава Министерства федеральных ресурсов Австралии Мартин Фергюссон заявил, что нефтяные и газовые месторождения шельфа помогут обеспечивать стабильными энергетическими поставками Австралию и азиатские страны, которые зависят от поставок топлива. «Это по-настоящему золотое дно, – заявил министр. – Но мы еще не знаем обо всех залежах в этом регионе».
Россия также ведет борьбу за приращение собственного континентального шельфа. Москва добивается от ООН признания российскими 1,2 млн. квадратных км арктического шельфа с потенциальными запасами углеводородного сырья в пределах 9–10 млрд. тонн условного топлива.
Опрошенные «НГ» эксперты уверены, что положительный опыт Австралии в борьбе за континентальный шельф российским претензиям на Арктику не поможет. «Каждая заявка стран на континентальный шельф рассматривается отдельно, и никакого прецедентного права в этом случае не существует, – пояснил «НГ» замдиректора Института океанологии РАН Леопольд Лобковский. – Первая заявка России, доказывающая ее право на арктический шельф, была подана еще в 2001 году, но отклонена ООН. Говорить о том, будет ли принята новая заявка, рассмотрение которой намечено на 2009 год, пока очень сложно». По его словам, Москва считает представленные в ООН материалы и доказательства принадлежности спорного участка арктического шельфа вполне убедительными. В то же время западные эксперты представленные Россией данные глубинного сейсмического зондирования считают не вполне объективными. По мнению Лобковского, главным доказательным аргументом могли бы стать результаты бурения, однако таковых не имеется, поэтому говорить о судьбе российской заявки – все равно что гадать на кофейной гуще.
В свою очередь, завкафедрой международного права Московской государственной юридической академии Камиль Бекяшев отмечает, что решения комиссии ООН носят всего лишь рекомендательный характер. «Последнее слово остается непосредственно за государствами, которые могут как принять, так и отклонить мнение этого органа. В случае согласия страны должны своим законодательством одобрить рекомендованные комиссией ООН решения», – подчеркнул эксперт. По его данным, в настоящее время в производстве комиссии находится более 20 аналогичных заявок, среди которых документы от латиноамериканских и африканских государств, а также США и Канады. Комиссия рассматривает заявки от двух до пяти лет, тщательно изучая материалы, а затем проводит экспертизу. «Надо сказать, что к этому вопросу комиссия подходит очень ответственно и квалифицированно», – отметил Бекяшев.
Он особо подчеркивает, что комиссия пока одобрила только несколько таких заявок: в частности, Бразилии, Габона и теперь Австралии. Все остальные документы были возвращены, в том числе и российские. Стоит отметить, что одобренные заявки принадлежат к числу наименее спорных, тогда как претензии России сталкиваются с резким противодействием со стороны таких стран, как Канада, Дания, Норвегия и США. И даже тот факт, что американцы не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года, не мешает официальному Вашингтону делать резкие заявления по поводу принадлежности арктического шельфа.
«Если комиссия сочла возможным установить Австралии границу шельфа более чем в 200 миль, значит, у этого государства есть для этого все основания. На мой взгляд, российским специалистам необходимо внимательно изучить одобренные заявки по установлению границ континентального шельфа, с тем чтобы вновь не наступить на те же грабли», – подчеркнул Бекяшев. Положительный опыт Австралии, по словам эксперта, должен стать уроком для России. «Нашим специалистам в области геологии, юриспруденции и геоморфологии необходимо тщательным образом изучить документы и доказательства, предоставленные этой страной», – отметил эксперт.