Законодатели из 47 стран, участвующие в работе весенней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, обсуждали вчера проблему абортов и самоубийств детей и подростков, а также ситуацию в Косово. Но главным событием стало выступление премьер-министра Украины Юлии Тимошенко. Взгляды украинского премьера заинтересовали российских депутатов больше, чем, к примеру, меморандум о ситуации на Северном Кавказе, обнародованный накануне в Страсбурге и квалифицирующий положение в сфере прав человека как критическое.
Тимошенко стала второй из женщин-лидеров, выступивших на нынешней сессии ПАСЕ. Днем раньше к парламентариям обратилась канцлер ФРГ Ангела Меркель. Немецкая гостья призвала Россию ратифицировать Протокол №14 к Европейской конвенции о правах человека, что открыло бы путь к реформе Европейского суда. Меркель отметила, что Суд рассматривает в год 50 тысяч жалоб и что он «достиг крайнего предела».
Юлию Тимошенко судьба европейского правосудия волновала в меньшей степени, однако несколько важных сигналов Москве она тоже направила. Так, Тимошенко подтвердила намерение руководства страны продолжать путь в Европу и НАТО. При этом она несколько раз повторила, что решение о вступлении Украины в альянс будет приниматься по итогам всенародного референдума.
Председатель ПАСЕ Луис Мария де Пуч, представивший евродепутатам свою гостью как «мадам Юля Тимошенко», высоко оценил успехи Украины на пути демократии и подчеркнул, что выборы в этой стране прошли в соответствии со стандартами Совета Европы. Тимошенко не поскупилась на комплименты в адрес хозяев и поблагодарила ПАСЕ за ценные рекомендации. Затем парламентарии были ознакомлены с воспоминаниями г-жи Тимошенко об оранжевой революции и дальнейшими планами премьера. А среди них – внесение изменений в Конституцию. Тимошенко уверена, что парламент конституционным большинством примет поправки к Основному закону.
«Необходимо разделить функции власти, сделать Украину традиционной парламентской республикой», – сказала гостья, отметив необходимость реформы системы правосудия и усиления контроля общества над действиями властей. Премьер высказалась в пользу предоставления оппозиции контролирующих функций за властью, пообещав оппозиции места в руководстве Счетной палаты. Кроме того, Тимошенко выступила за формирование Конституционного суда не по политическим принципам.
Тимошенко редко обращалась к тексту выступления и говорила преимущественно лозунгами. Особые акценты она сделала на проблеме обеспечения энергетической безопасности, необходимости мирного урегулирования замороженных конфликтов и стремлении Киева в Европейский союз. Перейдя к теме коррупции, она принялась жестикулировать. Пытаясь объяснить на пальцах необходимость борьбы с этим злом, Тимошенко заявила: «Без политической воли никакие институты не смогут эффективно бороться с коррупцией. У нашего правительства такая воля есть!»
В своей речи г-жа премьер предпочла не высказываться подробно по теме НАТО. Однако вопросы депутатов из разных стран (Россия, Италия, Великобритания) повернули дискуссию в русло безопасности. Российский депутат Иван Мельников поинтересовался, не будет ли стремление украинского руководства в НАТО способствовать расколу общества с учетом нежелания большинства населения видеть страну в альянсе. Тимошенко подчеркнула, что любые шаги Украины по вступлению в НАТО будут предприниматься на основе результатов референдума. При этом она пообещала «не ломать волю народа через колено».
Тимошенко сообщила, что в Украине начинается широкая публичная дискуссия по проблематике НАТО, поскольку общество плохо информировано об этой организации. В подтверждение своих слов гостья привела такой пример: один из участников некоего ток-шоу, настроенный против НАТО, не смог расшифровать соответствующую аббревиатуру.
Отвечая на вопрос главы российской делегации в ПАСЕ Константина Косачева о притеснении русских в Украине и ограничениях в отношении русского языка, Тимошенко решила пошутить. «А еще в Украине едят младенцев на завтрак, – сказала она, как бы развивая идею Косачева. – Я бы хотела, чтобы не преувеличивали те проблемы, которых в Украине не существует в принципе». По словам премьера, она сама выросла в русскоязычной семье и выучила украинский язык только в 2000 году, работая в правительстве Виктора Ющенко. Тимошенко добавила, что ее семья, оставаясь русскоязычной, чувствует себя в Украине комфортно.
Вопрос депутата Виктора Плескачевского касался ответственности Киева за недопоставки в Европу российского газа. Тимошенко заявила: «Украина готова взять ответственность за транзит со всеми вытекающими последствиями, но не готова взять ответственность за коррупцию в системе поставок газа в Украину».